Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации

Самой управляемой программой массовой приватизации считается _________ модель

Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации

польская

// ЗАДАНИЕ №1151

Наиболее масштабная программа приватизации по охвату государственных основных фондов и населения прошла:

в России

// ЗАДАНИЕ №1152

Существенное отличие приватизации в Российской Федерации по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется:

в потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды

// ЗАДАНИЕ №1153

Российская программа массовой приватизации предусматривала завершение в течение:

трёх лет

// ЗАДАНИЕ №1154

Фактором, обусловившим необходимость перехода от командной к рыночной экономике в России, не является:

колоссальный рост цен на товары «народного потребления»

// ЗАДАНИЕ №1155

К основным направлениям реформирования экономики в переходный период в России не относится:

национализация

// ЗАДАНИЕ №1156

Ключевой проблемой России при переходе к рыночной экономике не является:

бюджетный профицит

// ЗАДАНИЕ №1157

Разгосударствление не может осуществляться по такому направлению как:

возложение на государство дополнительных функций хозяйственного управления

признание каждого работника и трудового коллектива равноправными участниками присвоения

// ЗАДАНИЕ №1158

Разгосударствление направлено на:

преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства

// ЗАДАНИЕ №1159

К формам приватизации не относится:

государственная

// ЗАДАНИЕ №1160

Приватизационные документы в Российской Федерации были в форме:

документа на предъявителя

// ЗАДАНИЕ №1161

Экономическую систему современной России можно охарактеризовать как:

переходную

// ЗАДАНИЕ №1162

Процесс перехода к рынку российской экономики сопровождался снижением относительных цен в одних отраслях промышленности (машиностроении, пищевой, легкой) и ростом относительных цен на продукцию других отраслей (топливной, энергетики, нефтехимии). Это было непосредственным следствием:

изменения способа хозяйственной координации

// ЗАДАНИЕ №1163

Целью приватизации является:

повышение эффективности общественного производства

// ЗАДАНИЕ №1164

Основной целью приватизации является:

установление института собственности и формирование класса собственников

// ЗАДАНИЕ №1165

Основным инструментом приватизации в Российской экономике был:

ваучер

// ЗАДАНИЕ №1166

Первый этап приватизации в России осуществляется:

с помощью ваучеров

// ЗАДАНИЕ №1167

Основой процесса формирования конкурентной среды не является:

переход от рынка покупателя к рынку продавца

устранение барьеров вхождения в отрасль

содействие развитию рыночной инфраструктуры

либерализация внешнеэкономической деятельности

// ЗАДАНИЕ №1168

В Российской Федерации преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное:

с регулированием прав собственности и препятствующее появлению новых монополий

// ЗАДАНИЕ №1169

Контроль за монопольными ценами не предполагает:

получения специальных лицензий

// ЗАДАНИЕ №1170

Наиболее развитые формы антимонопольное регулирование в России приняло на:

товарном рынке

// ЗАДАНИЕ №1171

В функции антимонопольных органов в России не входит:

регулирование валютного рынка

// ЗАДАНИЕ №1172

По международным стандартам монополистом не считается:

рыночная структура, занимающая 25% рынка одной отрасли

// ЗАДАНИЕ №1173

Трансформационный период в экономике, как правило, сопровождается:

бюджетным кризисом

// ЗАДАНИЕ №1174

Одним из базовых условий формирования конкурентной среды считается:

развитие инфраструктуры рынка

// ЗАДАНИЕ №1175

Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется:

Антимонопольным комитетом

// ЗАДАНИЕ №1176

Одним из элементов государственного контроля за монопольными ценами является:

регламентирование предельных уровней рентабельности

установление минимального уровня цен

// ЗАДАНИЕ №1177

Развитие механизма мобильности ресурсов возможно за счет:

формирования информационного рынка

// ЗАДАНИЕ №1178

Приватизация является:

источником дохода государственного бюджета

формой разгосударствления

// ЗАДАНИЕ №1179

Какая черта отвечает задачам реформирования российского государства при переходе к рыночной экономике:

регулирование рынка рабочей силы

обеспечение государством оптимального хода реформ

// ЗАДАНИЕ №1180

Если экономика работает эффективно, то на графике производственных возможностей об этом будет свидетельствовать комбинация благ, которая отмечена:

точкой, лежащей на кривой производственных возможностей

// ЗАДАНИЕ №1181

Парето-эффективным называется такое распределение, при котором:

невозможно улучшение благосостояния одного экономического агента без ухудшения положения другого

// ЗАДАНИЕ №1182

Критерий эффективности распределения по Парето:

предполагает экономически эффективное распределение

// ЗАДАНИЕ №1183

Экономика эффективна, если в ней достигнуты:

улучшение удовлетворения потребностей за счет экономного использования всех ресурсов

в отсутствии стимулов к производству товаров и услуг коллективного пользования

// ЗАДАНИЕ №1184

Провалы рынка не связаны:

с действием условий совершенной конкуренции

// ЗАДАНИЕ №1185

Причиной, порождающей внешние эффекты, является:

отсутствие установленных прав собственности

// ЗАДАНИЕ №1186

Внешние эффекты возникают, потому что:

рыночные цены не отражают издержки и выгоды третьих лиц

// ЗАДАНИЕ №1187

Отрицательный внешний эффект проявляется в:

снижении эффективности распределения ресурсов

// ЗАДАНИЕ №1188

Если при производстве или потреблении блага имеет место отрицательный эффект, то это является основанием для вывода о том, что:

благо продается по заниженным ценам

// ЗАДАНИЕ №1189

В разных странах государство предоставляет на бесплатной основе разный объем услуг образования (начальное, среднее, высшее). Это является следствием:

различий в уровне возникающих положительных внешних эффектов

различий в степени притязаний населения

классовой борьбы

притязаний страны на мировое лидерство

стремления фирм к экономии средств на подготовке работников

// ЗАДАНИЕ №1190

Общественные издержки производства блага отличаются от частных издержек производства тем, что последние:

учитывают только часть действительных издержек производства блага

формируются без учета общественной значимости блага

не включают в свою структуру нормальную прибыль

превышают по величине равновесную рыночную цену

// ЗАДАНИЕ №1191

В случае с отрицательным внешним эффектом потери эффективности связаны с тем, что:

имеет место перепроизводство блага

// ЗАДАНИЕ №1192

В случае с положительным внешним эффектом потери эффективности связаны с тем, что:

имеет место недопроизводство блага

// ЗАДАНИЕ №1193

Если государство введет корректирующий налог на продукт, производство которого связано с отрицательными внешними эффектами, то закономерным следствием этого станет:

сокращение объема рыночного предложения продукта

// ЗАДАНИЕ №1194

Регулирование положительных внешних эффектов связано с:

обеспечением объема потребления блага, соответствующего уровню общественных предельных выгод

// ЗАДАНИЕ №1195

Наличие внешних эффектов приводит к таким негативным последствиям как:

неэффективность распределения ресурсов

// ЗАДАНИЕ №1196

Если общество будет игнорировать воздействие внешних эффектов, то при прочих равных условиях следствием этого будет:

снижение благосостояния общества

// ЗАДАНИЕ №1197

Особым свойством общественных благ является:

«неисключаемость» из потребления

// ЗАДАНИЕ №1198

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 389 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-77429.html

Краткая история приватизации в России

Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации
Анатолий Чубайс и Егор Гайдар – идеологи приватизации в России 1992-1994 гг.

К концу 80х советская модель административно-плановой экономики неумолимо подошла к своему логическому концу – тотальному дефициту всех видов товаров.

Такой исход не является чьим-то злым умыслом, история показала, что все коммунистические эксперименты заканчивают свою жизнь похожим образом, кто-то раньше, как Венгрия и Китай, кто-то позже, как СССР и Польша.

Идея коллективной, всенародной собственности по своей сути была утопичной и противоречила одному из базовых инстинктов человека – чувству собственности. Всегда, во все времена и во всех обществах человек был склонен к накопительству, человек хотел иметь свое, а не общее.

“Все растаскивают” © Н.Хрущев, 1956 г.

На практике это приводило к тому, что на формально государственных предприятиях собственником фактически был директор и его приближенные. В 60х-70х гг. стало очевидным, что спускаемый сверху план имеет мало общего с жизнью. Каждый производитель заинтересован завысить ресурсную часть и занизить требуемую отгрузку.

При отступлении традиционно советских жестких методов принуждения страх населения перед карающей рукой государства снижался, что сказывалось на трудовой дисциплине. Тащили действительно все и все. Руководство постепенно принимало меры по стимулированию хозрасчета и внедрению кооперации.

После принятия законов “О предприятиях в СССР” и “О собственности в СССР” вовсю разбушевалась хищническая приватизация, по сути – разграбление предприятий их собственными директорами.

Директора предприятий, руководители министерств и ведомств действовали в полном соответствии с экономической логикой: делали свой маленький (а кто и не очень) бизнес. Правда, они не могли извлекать личную выгоду законным путем. Хотя они и контролировали предприятия, но не были их владельцами и потому не могли получать прибыль открыто, законно. Поэтому заключались контракты на продажу продукции по заниженным ценам, помещения и производственное оборудование сдавалось в аренду подставным фирмам, выдавались кредиты, которые потом не возвращались, и т.д. — все это, конечно, с учетом личной заинтересованности директора. И пока “ученые мужи” дискутировали о том, поймет ли русский народ, что такое прибыль и дивиденды, самые шустрые представители этого народа уже энергично преумножали свои доходы, пуская на ветер формально остававшуюся государственной собственность.
© М.Бойко

Единственными способом хоть как-то остановить эту вакханалию было скорейшее направление приватизации госсобственности в законное русло на принципах равного доступа к собственности всех членов общества. Это и было сделано командой А.Б.Чубайса, несомненно, на тот момент одного из немногих действительно подготовленных людей к такой важной работе.

В условиях “деревянной” национальной валюты можно было сколько угодно приказывать производителям увеличить производство жизненно важных продуктов, работать сверхурочно и т.д. Надо понимать реалии 1991 года.

В стране партия и власть мало что могли в принципе контролировать, советская система пришла к недееспособности и бессилию. Никакие приказы не выполнялись. Каждый занимался собственным выживанием.

Единственным вариантом не допустить голода, снизить социальную напряженность и предотвратить гражданскую войну было разрешить свободную торговлю, узаконить частную собственность, передать предприятия в частные руки.

Только экономический интерес, чувство собственника могли в то время мотивировать руководителей предприятий на выпуск продукции, простых людей на занятие торговлей. В результате длительного дефицита денег у населения на руках скопилось немало, спрос на любую продукцию был огромным.

Было много споров и дискуссий по поводу вариантов проведения приватизации. Предлагали использовать китайский опыт, польский, чешский…Во многом все разговоры были пустым трепом, потому что к середине 1991 года в стране замаячила угроза голода и какой-нибудь затяжной китайский вариант с жестким контролем государства был просто за пределами экономических реальностей.

По итогу всех дискуссий был сформирован российский вариант приватизации. Всем гражданам, включая детей, за плату в 25 рублей предлагалось получить приватизационные чеки номинальной стоимостью в 10 000 рублей.

Каждый гражданин имел право продать свой чек без ограничений; участвовать в чековых аукционах, где чеки обменивались на акции приватизированных предприятий; вложить его в чековые инвестиционные фонды.

Рабочие приватизируемых предприятий, кроме того, могли использовать чек для покупки акций своего предприятия в ходе закрытой подписки.

Основной этап приватизации пришелся на 1992-1994 гг. Это было действительно эпохальное событие в новейшей истории России. В короткий срок ушли с молотка более 25 тыс. крупных и мелких предприятий.

В стране сформировался целый новый класс собственников. После 70 лет экспериментов с демагогической концепцией “народной собственности” все вернулось на круги своя – к частной собственности.

В это время удалось привлечь первых иностранных инвесторов – Coca-Cola и Procter&Gamble.

Конечно, не все прошло гладко. В памяти россиян приватизация остается самой чудовищной несправедливостью 90х гг, а Анатолий Чубайс – главным антигероем страны. Были и обанкротившиеся инвестиционные фонды, и скупка ваучеров за гроши, и недопуск граждан к аукционам.

Были конфликты новых собственников с директорами предприятий, был откровенный мухлеж с ваучерами. Для людей, понимающих масштаб происходящего в те годы, очевидно, что такие тектонические сдвиги в народном хозяйстве просто не могут пройти без значительных перекосов.

Приватизация ни в одной стране не проходила без эксцессов, нет ни одного случая, чтобы в таком деле обошлось без массового недовольства. Приватизацию нужно по возможности избегать. И Россия бы избежала такой участи, если бы В.

Ленин не провел в свое время гораздо более чудовищную и несправедливую операцию – национализацию частной собственности в 1918 году.

В статье использованы цитаты из книги А.Чубайса “Приватизация по-российски”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c321bee03ed1900aa155eb6/kratkaia-istoriia-privatizacii-v-rossii-5ce5963104e7d900b36c50c0

Государственная программа приватизации на 1992 год

Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации

https://ria.ru/20120611/669517124.html

Государственная программа приватизации на 1992 год

Двадцать лет назад, 11 июня 1992 года, Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год.

2012-06-11T09:00

2012-06-11T09:00

2012-06-09T16:05

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/sharing/article/669517124.jpg?6692455401339243508

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2012

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

экономика, справки

Двадцать лет назад, 11 июня 1992 года, Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год.

Программа была разработана в соответствии с требованиями закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации” от 3 июля 1991 года (в редакции от 5 июня 1992 года).

Государственная программа приватизации на 1992 год поставила цели формирования слоя частных собственников, повышения эффективности предприятий, социальной защиты населения и развития социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации, содействия финансовой стабилизации, создания конкурентной среды и демонополизации, привлечения иностранных инвестиций, создания условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации.

В программе была дана классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации в 1992 году.

Предприятия были поделены на группы: предприятия, приватизация которых была запрещена; разрешалась только по решению правительства РФ или правительств республик в составе РФ; разрешалась по решению Госкомимущества с учетом мнения отраслевых министерств; разрешалась в соответствии с местными программами приватизации; разрешалась с согласия трудовых коллективов в случаях, предусмотренных законом “О приватизации…”; предприятия, которые подлежали обязательной приватизации.

Программа приватизации предусматривала систему именных приватизационных счетов (чеков), денежную и “малую” приватизацию.

Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделялись на три группы:

‑ мелкие предприятия со среднесписочной численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года менее 1 миллиона рублей подлежали продаже на аукционе (по конкурсу) в соответствии с требованиями Программы;

‑ предприятия со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 миллионов рублей должны были приватизироваться путем их преобразования в акционерные общества открытого типа;

‑ остальные предприятия могли быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями Программы.

В 1992 году Программа предусматривала использование следующих способов приватизации:

– продажу акций акционерных обществ открытого типа; продажу предприятий на аукционе;

– продажу предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников);

– продажу предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги);

– продажу имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкуп арендного имущества.

На основании заданий Государственной программы приватизации комитеты по управлению государственным имуществом в республиках и областях разрабатывали местные программы приватизации и прогнозировали поступления средств от приватизации в бюджеты разных уровней.

При преобразовании государственных и муниципальных предприятий не допускалось создание акционерных обществ закрытого типа.

Не допускалось создание акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий, в состав которых входят государственные (муниципальные) предприятия, за исключением случаев приведения их организационно‑правовой формы в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Не допускалось создание предприятий в любой организационно‑правовой форме объединениями государственных (муниципальных) предприятий, а также органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества.

В случае принятия решения о приватизации, способы ее проведения в каждом конкретном случае определялись рабочей комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом.

Коммерческие банки Российской Федерации и иностранные банки, согласно Программе, могли осуществлять кредитование сделок приватизации без ограничений.

Центральным банком РФ кредитные ресурсы на эти цели не выделялись. Местными программами приватизации могло предусматриваться выделение кредитных ресурсов на эти цели из средств, находящихся в распоряжении соответствующих Советов народных депутатов.

В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов, в частности, указы президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”, от 14 октября 1992 года “О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации”, которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации.

Всего за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 миллиардов рублей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20120611/669517124.html

В) концепции ваучерной модели приватизации

Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

г) китайской модели приватизации

5. Первый этап приватизации в России осуществляется…

а) через закрытую продажу государственных предприятий трудовому коллективу

Б) с помощью ваучеров

в) через акционирование государственных предприятий

г) через открытую продажу государственной собственности населению

6. Концепция второй модели приватизации основывается на…

а) продаже государственных предприятий по рыночной стоимости

б) соблюдение социальной справедливости в отношении всех слоев населения

В) продаже акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях

г) предоставлении налоговых льгот иностранному капиталу

7. Приватизационные документы в Российской Федерации были в форме…

а) именного документа

Б) документа на предъявителя

в) записей в регистрационном журнале

г) компьютерной регистрации

8. Частично бесплатная форма приватизации построена на методе…

а) приватизации через именные счета

б) тендера

в) аукциона

Г) ваучерной приватизации

9. В законе Российской федерации о приватизации абсолютно преобладающей с незначительными оговорками признается…

а) продажа государственного имущества

Б) бесплатная передача государственной собственности

в) льготный выкуп предприятий

г) сдача предприятий в аренду

10. Существенное отличие приватизации в Российской Федерации по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется…

а) в ослаблении роли профсоюзов

б) в акционировании предприятий

в) в привлечении иностранных инвестиций

Г) в потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды

11. В Российской федерации преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное…

А) с регулированием прав собственности и препятствующее появлению новых монополий

б) с анализом конъюнктуры рынка

в) с формированием минимальных монопольных цен

г) с формированием естественных монополий

12. К формам приватизации не относится…

а) платная

б) бесплатная

в) частично бесплатная

Г) государственная

13. В условиях недостаточности денежного капитала у населения целесообразно применять такой метод приватизации, как…

а) аукцион

б) целевая продажа

в) тендер

Г) ваучерный

14. Наиболее развитые формы антимонопольное регулирование в России приняло на…

а) фондовом рынке

б) рынке труда

в) денежном рынке

Г) товарном рынке

15. Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется…

а) счетной палатой

б) регистрационной палатой

В) антимонопольным комитетом

г) президентом Российской федерации

16. Основой бесплатной приватизации может быть…

а) аренда

б) тендер

в) аукцион

Г) ваучер

17. Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда…

а) население имеет значительное количество денежного капитала

б) необходимо найти эффективного собственника

В) население не имеет достаточного количества денежных средств

г) имеется возможность притока в страну иностранного капитала

18. Самой управляемой программой массовой приватизации считается модель…

А) российская

б) польская

в) венгерская

г) чешская

19. Одним из достоинств ваучерного метода приватизации является…

а) равенство доходов граждан страны

Б) равенство возможностей граждан страны

в) непременное повышение эффективности производства

г) непременное повышение эффективности собственников

20. Наиболее масштабная программа приватизация по охвату государственных основных фондов и населения прошла…

а) на Украине б) в России

в) в Латвии г) в Венгрии

21. Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации в течение…

а) шести месяцев

Б) трех лет

в) десяти лет

г) двух месяцев

22. В России не запрещено (а)

а) формировать соглашения товаропроизводителей

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2885 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-67032.html

В россии принята программа ваучерной приватизации – знаменательное событие

Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации

Верховным Советом Российской Федерации 11 июня 1992 года была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа была разработана в соответствии с требованиями закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

Главной целью реформ было регулирование процесса передачи государственного имущества в частную собственность для создания в стране рыночной экономики.

     Приватизацию обычно связывают с именами Егора Гайдара и Анатолия Чубайса, занимавшимися в те годы приватизацией промышленных предприятий, итоги которой часто подвергаются резкой критике – в частности, из-за появления сильного экономического расслоения населения России.

     Правительство предусмотрело четыре способа приватизации, с помощью которых государственные предприятия должны были быть отданы в частные руки: коммерческий конкурс, аукцион, аренду с правом выкупа и акционирование.

Последний метод и был связан с ваучерами. Согласно новому законодательству, каждый гражданин Российской Федерации приобретал именной счет.

На него зачислялись деньги, которыми оплачивалась приватизация государственных предприятий.

     Приватизационный чек, или ваучер, стал использоваться на территории России в начале 1992 года. Именно эти государственные ценные бумаги принимали в уплату за долю в приватизированном имуществе. Согласно закону, каждый российский гражданин имел право получить только один ваучер. Эти бумаги обладали ограниченными срок действия.

     Каждый приватизационный чек имел номинальную стоимость, равную 10 тысячам недоминированных рублей. При этом продажа и покупка этих бумаг объявлялась свободной, а их реальная цена определялась по соглашению участников сделки. Накануне приватизации совокупность предприятий страны была оценена в 1,4 миллиардов рублей. Количество выпущенных ваучеров было определено, исходя из этой цифры.

     С самого своего начала приватизация в России приняла противоречивый характер. Ее формат был расплывчатым и обладал множеством юридических дыр. Кроме того, хотя некоторые страны уже имели опыт приватизации после крушения плановой и централизованной экономики, таких ее масштабов как в России нигде еще не было.

     Правительство и Верховный Совет долго не могли договориться о том, как государственные предприятия будут передаваться в частные руки. Кроме того, на формат продажи повлияли лоббистские группы, стремившиеся защитить интересы определенных бизнесменов.

     Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий.

Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.

     Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом.

Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений.

Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

     При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царствовала преступность.

     Главным итогом ваучерной приватизации был переход от командно-административной экономики к рыночной модели. Государство утратило монополию в большинстве сфер народного хозяйства. Широкомасштабный процесс продлился всего два года.

Такая внезапность не могла обойтись без потрясений. Недаром реформы начала 1990-х годов до сих пор называют «шоковой терапией». Ваучеры оказались эффективным средством уничтожения прежде существовавшей экономико-социальной системы.

     Разрушение прежних основ не могло сопровождаться ростом экономики. Когда ваучерный этап приватизации закончился, в стране появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям.

Новые владельцы, скупившие предприятия за бесценок, могли прийти со стороны, не имея ни малейшего представления о реалиях отрасли.

Часто предприниматели заботились только о получении прибыли, в то время как качество услуг и производства их вообще не беспокоило.

     Конечно, были и исключения, но принципиально нового и весомого класса собственников западного образца в России не появилось и не могло появиться в столь короткие сроки. Летом 1994 года начался новый этап приватизации – денежный. Он должен был сгладить недостатки и исправить ошибки, которые были совершены при выпуске и продаже ваучеров.

Источник: https://ruspekh.ru/events/v-rossii-prinyata-programma-vauchernoj-privatizatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.