Самостроя

История вопроса: откуда в Москве появился самострой

Самостроя

Большинство объектов, вошедших в перечень сносимых самовольных построек, появилось в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Многие из них без получения каких-либо разрешений впоследствии были реконструированы, перестроены, надстроены: увеличивались площади, появлялись новые этажи.

В то время для размещения временного объекта, к примеру некапитального торгового павильона, желающие должны были получить соответствующее разрешение в префектуре округа. Этот документ предполагал временность размещения объекта, то есть освобождение земельного участка по истечении определённого времени.

Согласно действовавшему на тот момент законодательству, такие разрешения выдавались по аналогии с порядком, предусмотренным для капитальных построек (Постановление Правительства Москвы от 1993 года № 868).

При этом в период строительства этих объектов городское законодательство также позволяло регистрировать права на некапитальные объекты как на капитальные (Постановление Правительства Москвы от 1996 года № 689).

Отметим, что до 1997 года регистрацией прав собственности в Москве занимались исполнительные органы власти города, после — Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Впоследствии владельцы некапитальных торговых павильонов, киосков, лотков, палаток и прочего использовали разные способы переоформить право собственности на свои объекты как на капитальные, поэтому в настоящее время имеют на руках свидетельства на право собственности как на объекты недвижимости.

По такой же схеме объекты вводились в эксплуатацию как временные некапитальные объекты.

В результате собственники ряда торговых павильонов, вошедших в перечень сносимых самовольных построек, формально имели действующие договоры аренды земельного участка и соответствующее свидетельство (Постановление Правительства Москвы от 1995 года № 327).

Они оформлялись, как правило, под размещение нестационарных легковозводимых объектов. Однако эти договоры не предусматривают права застройки участка капитальными объектами.

На основании таких свидетельств на право собственности на объект недвижимости некоторые владельцы подобных объектов переоформляли договоры аренды под размещение временных некапитальных объектов на договоры аренды под эксплуатацию капитальных зданий, де-факто находящихся на земельных участках.

* * *

1 сентября 2015 года вступили в силу изменения в статье 222 Гражданского кодекса России, которые регулировали работу с объектами самовольного строительства и предоставили органам местного самоуправления (на территории города Москвы — Правительству Москвы) право принятия решения о сносе самовольных построек во внесудебном порядке, если такие постройки расположены на территориях с особым режимом использования. Во исполнение этой нормы федерального законодательства Правительство Москвы 8 декабря 2015 года приняло постановление «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы», определившее порядок действий органов исполнительной власти города Москвы по демонтажу самовольных построек и утвердившее перечень объектов, подлежащих сносу.

Согласно законодательству, постройка является законной, если застройщику предоставлен земельный участок для целей капитального строительства, а само здание возведено в соответствии с утверждённой проектной документацией объекта капитального строительства, если получено разрешение на капитальное строительство, если получено разрешение на ввод в эксплуатацию и, таким образом, не нарушаются правила землепользования и застройки.

Город Москва давно предпринимает усилия по борьбе с объектами самовольного строительства. Ранее префектуры административных округов являлись уполномоченными органами исполнительной власти по обращению в суд с исками о признании зданий объектами самовольного строительства. До 2013 года префектуры подавали такие требования, однако в ряде случаев суды принимали решение об отказе.

Такие решения зачастую принимались не в связи с тем, что собственники объектов в процессе судебного заседания доказали свою правоту, а по формальным признакам — из-за обращения префектур в суд позже срока, предусмотренного законодательством.

Собственники объектов, вошедших в перечень самостроя, были уверены, что наличие подобного судебного решения позволит им сохранить «законный» статус своего строения.

При этом в упомянутых процессах, как правило, не проводились судебные строительно-технические экспертизы объектов, которые бы позволили чётко определить, идёт ли речь о легковозводимом (некапитальном) объекте или о капитальной постройке, созданной на основании проектной документации объекта капитального строительства и в соответствии с разрешением на строительство объекта капитального строительства.

* * *

Однако на сегодняшний день федеральное законодательство изменилось, и речь идёт о новом административном механизме сноса самостроя, который не требует судебного порядка сноса, он осуществляется во внесудебном порядке.

Также ряд собственников ссылается на то, что их права собственности зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Эти случаи были дополнительно рассмотрены Верховным судом РФ, который неоднократно разъяснял, что запись в ЕГРП в отношении самостроя не является доказательством законности приобретения права на такой объект недвижимого имущества и не является препятствием для предъявления требования о сносе самовольно возведённого объекта.

Таким образом, действующее федеральное законодательство и городской нормативно-правовой акт разрешает снос объектов самовольного строительства.

Он может быть произведён органами местного самоуправления, в том числе и без решения суда, при наличии двух обстоятельств: если это объект самовольного строительства (земля для целей капитального строительства не предоставлялась, разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию не было) и в случае если такой объект находится на территории общего пользования, в зонах с особым режимом регулирования либо в охранных зонах инженерных сетей. Все объекты, которые были внесены в перечень сносимых самовольных построек, этим критериям соответствуют.

Владельцу объекта, внесённого в перечень самовольных построек, направляется решение о сносе и сроках демонтажа. Также рядом с объектом устанавливается информационный щит. Те, кто демонтировал опасные объекты своими силами в установленные законодательством сроки, могут получить от города компенсацию.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/7082073/

Я владелец самостроя. можно ли его узаконить?

Самостроя

Самострои — яркий симптом извечного на Руси заболевания под названием «авось»: застройщики надеются, что допущенные при строительстве нарушения — намеренные или случайные — не будут замечены. С недавних пор власти лечат это заболевание кардинальной терапией — сносом.

Эпоха большой «самостройки»

Термин «самострой» народный. В статье 222 Гражданского кодекса РФ, регулирующей это явление, говорится о самовольных постройках. Но народ изобрел собственное обозначение, причем изначально под ним подразумевались многочисленные ларьки и торговые палатки, попавшие под раздачу в «ночь длинных ковшей».

На протяжении последних нескольких лет столичные власти методично сносили постройки, которые классифицировали как самовольные. Чаще всего в список под снос попадали точки, предназначенные для ведения малого бизнеса. Демонтаж далеко не всегда проводился с соблюдением всех юридических норм, так что в итоге снискал скорее дурную славу.

По всей видимости, теперь власти взялись за жилой самострой. В 2020 году большинство самовольных построек будут искать при помощи квадрокоптеров, как заявил ранее заместитель мэра столицы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов. По его словам, таким образом удастся выявить до 90% подлежащих сносу строений.

Чиновник подчеркнул, что в прошлом году был организован центр по выявлению и сносу самостроев, а с 1 января 2020 года заработал Единый реестр самовольных построек.

Сейчас ответственная за выявление нарушителей Госинспекция по недвижимости имеет пять устройств поиска, но в ближайшем будущем получит еще 20. Глава ведомства Владислав Овчинский уверен, что теперь, когда за самострои взялись основательно, возводить такие объекты стало невыгодно: штрафы слишком уж высоки — средний размер достигает 3,3 млн рублей.

Сносы уже начались, причем весьма громкие. Так, в список на снос попал апарт-комплекс Loft River, расположенный на берегу Сходни в Покровском-Стрешневе в парке Москворецкий. Комплекс появился на месте складов без разрешительной документации, причем застройщик (компания Ler Group) даже не пытался легализовать стройку.

В декабре 2019 года Тушинский районный суд, куда обратилась столичная природоохранная прокуратура, обязал застройщика демонтировать здание. Теперь Ler Group придется в течение трех месяцев снести свой элитный комплекс, который, к слову, состоит из двух четырехэтажных жилых домов.

Куда смотреть?

Коммерческие объекты и крупные жилые комплексы — это одна история, а собственный дом, который рискует получить этот обидный статус, — совсем другое дело.

Руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор поясняет, что в контексте жилья самостроем или самовольной постройкой называется возведение сооружения без разрешения на строительство или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Также постройка считается самовольной, если она расположена на земле, не предназначенной для строительства. Об этом будет свидетельствовать вид разрешенного использования земельного участка.

виды разрешенного использования

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены в статье 37 Градостроительного кодекса РФ.

Далеко не все из них касаются простых граждан — физлиц, которые решили построить что-то свое.

Чаще всего такие люди сталкиваются с жилыми и сельскохозяйственными зонами, участки которых допустимо оформить в собственность.

Есть три основных вида разрешенного использования: ДНП (дачная застройка), ЛПХ (личное подсобное хозяйство) и ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Самый распространенный вид строительства, сталкивающийся с нарушениями от физлиц, — ИЖС.

Кроме того, перечень видов разрешенного использования для каждой территориальной зоны содержится в Градостроительном регламенте, указывают специалисты Росреестра. Эти виды устанавливаются согласно классификатору, утвержденному приказом Минэкономразвития России № 540 от 1 сентября 2014 года.

Как узаконить самострой

«Любое строительство должно быть согласовано с рядом контролирующих организаций. Цель всех этих согласований — подтвердить соответствие постройки нормам безопасности», — говорит Александр Моор, обращая внимание, что при необходимости самострой можно узаконить (хотя и не всегда).

Главное условие — приведение объекта в соответствие, отмечает эксперт. Для этого придется согласовать и обсудить с администрацией муниципалитета, реально ли объект, который был возведен с нарушениями, привести в соответствие законодательным и техническим нормам. В частности, следует обратиться в управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования.

При положительном результате с администрацией заключается мировое соглашение и разрабатывается дорожная карта по исполнению поставленных условий, которые нужны для легализации объекта самовольного строительства.

Для изменения условно разрешенного вида использования сперва надо оформить разрешение на новый условно разрешенный вид использования земельного участка.

Начать стоит с подачи заявления муниципальным властям (например, в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки муниципального образования) — в МФЦ или на портале госуслуг. Там же есть и шаблон заявления. Также заранее необходимо подготовить пакет документов.

Он различается в зависимости от ситуации: к примеру, согласие собственника участка на изменение вида разрешенного использования может пригодиться, а в некоторых случаях — нет.

Это незаконно!

В Росреестре уточняют, что узаконить самовольную постройку получится далеко не всегда. Если вы хотите изменить вид использования на не предусмотренный Градостроительным регламентом, следует обратиться в спецкомиссию, которая вправе изменить Правила землепользования и застройки. Но в ряде обстоятельств это сделать нельзя:

  • по требованию арендатора — если договор аренды участка, который находится в государственной (муниципальной) собственности, заключен на торгах;
  • если участок предоставлен арендатору для определенного вида использования;
  • если Градостроительный регламент, Правила землепользования и застройки установили для запрашиваемого вида использования предельные размеры и параметры, которые «не позволяют осуществлять деятельность согласно этому виду разрешенного использования».

Авось да небось

«Если не придерживаться установленных законом требований, то помимо штрафа владельцу могут вынести предписание о сносе, — комментирует Александр Моор. — Также будут установлены существенные ограничения в праве распоряжения недвижимостью: ее невозможно продать или распорядиться иным образом, не имея при этом необходимых документов».

Когда самовольное строительство признано опасным для проживания людей, с риском для здоровья других граждан либо объект нарушает права, собственника заставят снести строение в принудительном порядке, напоминает эксперт.

Иллюстрации: Анна Чигарова, Дмитрий Максимов 

Источник: https://www.cian.ru/stati-ja-vladelets-samostroja-mozhno-li-ego-uzakonit-303158/

Что такое самострой?

Самостроя

Термин «самострой» официально закреплен в ГК РФ ст.222. Это выражение подразумевает  под собой объект, который сооружен неофициально (то есть разрешающих строительство официальных документов такое сооружение не имеет). Для государства такой объект является незаконным, поэтому владелец «самостроя» не может продавать его и инициировать в его отношения любые другие виды сделок.

Какие объекты относятся к «самострою»?

К «самостроям» относятся сооружения и реконструированные здания, построенные:

  • без разрешения на строительство со стороны местных властей;
  • без соблюдения всех градостроительных, а также строительных требований;
  • на территории, не предусмотренной для строительства подобного объекта;
  • на арендованной территории без разрешения ее владельца;
  • на самозахваченной территории (т.е. были нарушены границы, которые четко оговаривало  межевание земельного участка).

Каковы причины появления «самостроя» и возможен ли его снос?

В народе бытует мнение, что если владеешь землей, то можешь на ней строить  то, что захочешь. Да, такое понимание можно воплотить в жизнь, если есть админресурс, крупный капитал и опытные специалисты. Всем этим располагают крупные девелоперы.

Они выкупают у государства поля, разрабатывают новые градостроительные проекты, присоединяют к городской зоне новые территории и новые объекты жилого либо нежилого фонда.

Но некоторые застройщики игнорируют правило, которое гласит о том, что для проведения строительства на участке важным является наличие согласования (Градостроительный кодекс, ст.51) на проведение работ. И не будет иметь значения, что построено – аэропорт или коттедж.

Нет согласования – значит, выстроен «самострой». С признанием выстроенного объекта «самостроем» нередко сталкиваются неопытные застройщики тогда, когда необходимо получить документы на выстроенный объект.

Что нужно знать перед началом строительства?

Законодательная база подразумевает ряд нормативных условий, которые должны соблюдаться перед началом строительства жилого или нежилого здания. К таким условиям относят:

  • наличие официального права на землю;
  • земля должна иметь разрешение на ее использование;
  • строительство должно осуществляться при соблюдении всех градостроительных, а также строительных условий;
  • наличие официального согласования на строительство.

Снос «самостроя» и наказание за нарушение закона

Снос «самостроя» является законным действием. Кроме того, нарушитель закона будет наказан штрафом (до 1 млн. руб.) с возможным временным запретом на деятельность организации.
Сегодня в Москве вопрос о сносе незаконной постройки решается быстро в несколько этапов:

  • выявляется незаконно выстроенный объект;
  • фиксируется нарушение;
  • выносится постановление снести постройку за счет самого строителя.

Если постройка к назначенному времени не будет снесена, то Департамент городского имущества (ДГИ) прибегает к услугам профорганизации, а сумму затрат возлагает на строителя объекта.

Варианты решений проблемы с «самостроем»

Незаконно выстроенный объект можно оставить без документов, что не позволит его продать, сдать в аренду и прочее. На этом фоне к владельцу недвижимости могут часто приходить «голодные проверяющие».

Могут регулярно возникать конфликты с недовольными постройкой соседями. Государство будет повышать налог на землю, чтобы заставить владельца земли узаконить самострой.

Причины, на основании которых местные власти могут снести «самострой»:

  1. Здание угрожает жизни людей,
  2. На выбранной для строительства территории запрещено возведение объектов.
  3. Здание сооружено в памятной зоне, в пределах водоема или иного охраняемого места.

Стоит узаконивать постройку или нет?

Узаконить выстроенное здание необходимо, так как:

  • инвестиции в строительство будут оправданы;
  • появиться возможность распоряжаться постройкой на законном уровне;
  • в будущем все равно придется регистрировать постройку;
  • в будущем ситуация может усложниться, поэтому возрастает риск того, что узаконить постройку может быть очень сложно;
  • у представителей власти отпадет желание снести постройку;
  • не будут назначены штрафные санкции.

Причины против узаконивания:

  • сложность оформления;
  • большие расходы;
  • потребуется контакт с госструктурами;
  • после узаконивания будет назначен высокий налог на постройку.

Из этого всего вывод таков: лучше «самострой» зарегистрировать своевременно, чем иметь впоследствии много проблем.

Какими способами можно узаконить «самострой»?

Узаконить самовольную постройку можно административным способом или через суд.

Административный способ возможен в случаях с постройками на садоводческих участках, и тогда, когда государственная власть проводит эту процедуру через комиссию.

Если в административном порядке регистрация не состоялась, проблему решает суд. Компания «Земельный юрист» имеет большой опыт в решении подобных вопросов.

Что потребуется для оформления «самостроя»?

  1. Документы на владение землей.
  2. Постройка должна соответствовать назначению земли.
  3. Соблюдение требований градостроительства.
  4. Отсутствие нарушений по охраняемым зонам.

  5. Факт, доказывающий, что не создается опасность для жизни граждан и порчи имущества.
  6. Согласие ряда госорганизаций.
  7. Документ о принятии здания в эксплуатацию.

  8. Другие документы по конкретным случаям.

Защитит ли свидетельство на собственность?

В случаях, когда владельцы постройки имеют право собственности на недвижимость, суду всегда приходится выяснять его законность.
Право собственности аннулируется если:

  • документы получены незаконным образом;
  • нарушены градостроительные требования;
  • присутствует угроза жизни гражданам и имеется риск порчи имущества.

Рекомендации юриста

Сегодня в России насчитывается большое количество самовольных построек. Среди них много таких, которые не подлежат узакониванию.

Изложенный выше материал был предложен для ознакомления для того, чтобы предупредить граждан не начинать строительство до тех пор, пока не будет на руках согласования и разрешающих бумаг на строительство.

Но если так получилось, что дом уже выстроен и получен отказ в оформлении – не нужно паниковать, а стоит доверить решение проблемы нашим опытным юристам.

Часто задаваемые вопросы:

Звоните, и мы будем рады ответить на Ваши вопросы.

Источник: https://razreshenie-na-stroitelstvo.ru/pages/chto-takoe-samostroj/

Список самостроя в г. Москва

Самостроя

Как узаконить самотрой через Московскую городскую комиссию (МГК)

Легализировать объекты самовольного строительства может Московская городская комиссия города Москвы (МГК). Именно туда следует обращаться гражданам, имеющим основания считать свои постройки законными.

Тем не менее, чтобы обезопасить себя от тех или иных непредвиденных обстоятельств и добиться сохранения возведенной постройки, необходимо иметь представления о многих не типичных нюансах процедуры узаконивания самостроя, а также иметь представление об ее этапах и особенностях.

Предусмотренные нормативными документами причины для сноса самостроя в Москве.

Правительством Москвы 08.12.2015 года было принято Постановление №829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». В нем содержится информация по всем объектам, будь то здания, сооружения или строения, которые государство причислило к самовольно возведенным.

Все объекты коммерческой и жилой недвижимости, которые возводятся в городской черте Москвы и Московской области, как на частной, так и а городской земле, но не имеющие соответствующих документов на само строение, законодательно причисляются к самовольным постройкам, вносятся в 819 пп. и подлежат сносу.

Ежегодно количество объектов недвижимости, подлежащих сносу, неуклонно растёт в несколько раз.
Если ваш объект уже попал в 819 пп., то

Количество объектов, которые подлежат сносу, в несколько раз увеличилось с тех пор, как было подписано Постановление! Сперва должностными лицами планировалось осуществить снос ста четырех незаконно построенных объектов. Но последняя редакция нормативного документа увеличила число подлежащих сносу построек до трехсот восьмидесяти шести.

В 2019 году московской Мэрией была предложена компенсация в размере 55,5 тысяч рублей, выдаваемый за каждый метр квадратный сооружения, если будет проводиться самостоятельный его демонтаж.

Следует иметь ввиду, что 11.12.2013 года были внесены поправки в Постановление правительства Москвы № 819-ПП. В данном нормативном документе расширен перечень строение, зданий и сооружений, которые могут попадать под понятие “самовольная постройка”.

Гражданское законодательство, исходя из изложенной в ст.3 ГК РФ информации, состоит из таких нормативных актов, как Гражданский кодекс и федеральные законы его дополняющие.

На федеральном уровне власти и министерства могут издавать собственные акты, в которых будет содержаться иное толкование ГК РФ с некоторыми пояснениями.

При этом имеется оговорка о том, что данные нормативные документы должны издаваться в определенных пределах, предусмотренных ГК РФ.

С 11.12.2013 года сносу также подлежат имеющиеся на определенной земельной территории постройки, которые никак не могут быть отнесены к объектам капитального строительства. Это дополнительное требование, установленное Постановлением, в разы увеличило количество незаконного самостроя.

Сносить такие строения имеют право по следующим двум основаниям:а. При осуществлении регистрации сооружений и построек, как объекта недвижимого имущества;

b. При наличии у гражданина свидетельства о государственной регистрации права собственности, оформленное по всем нормам современного законодательства.

ГК РФ передает права на издание актов, которые включают в себя информацию о нормах и правилах гражданских прав, правительству Москвы. Исполнительная власть, тем не менее, не имеет права транслировать акты, которые расширяют нормы, четко установленные гражданским законодательством. Таким образом, незаконно вносить дополнительные причины для сноса “самостроя” в нормативные документы.

Судебная практика

В феврале 2016 года был осуществлен первый не добровольный снос объектов по указу вышестоящих органов власти. Данные постройки были включены в список, опубликованный в Постановлении №829-ПП и 819-ПП. Через суд удалось вывести из перечня объекты, правовая принадлежность которых была доказана, но по факту их уже успели снести.

Все заинтересованные в этом деле граждане отстаивали свои права через Арбитражный суд города Москвы и через Московский городской суд. Было открыто судебное дело о рассмотрении пункта Приложения и отнесения его к противоречащим нормам российского законодательства. Кроме того, собственники настаивали на взыскании понесенных убытков.

В итоге, Верховным судом РФ было признано незаконным изданное Постановление Правительства Москвы в части сноса незаконных объектов. Некоторые жалобы остались не удовлетворенными.

Судебная практика по данной части вопроса собрана в нескольких источниках, ознакомиться с которыми можно самостоятельно. Примеры дел представлены в следующих инстанциях:

Арбитражный суд. Дело № А40-254041/2016, А40-182602/2017, А40-53919/2018.Суд общей юрисдикции. Дело № 33а-3206/2016, 33а-3035/2016, 33а-12020/2016.

Высший Суд Российской Федерации. Дело № 5-АПГ17-147.

Внесенные в перечень объекты, подлежат исключению и в порядке административного решения через рассмотрение МГК (бывшая ГЗК).

Происходит это через утверждение нового нормативного документа, оспаривающего имеющееся Постановление.

В судебной практике встречаются и такие случаи, когда именно через судебный иск удается добиться положительного решения о признании Постановления № 819 недействительным в части включения некоторых сооружений в перечень.

Для обоснования изложенной позиции Верховным судом РФ была дана ссылка на пункт 26 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 года и приложено разъяснение к этому пункту.

В нем оговаривается тот момент, что если гражданин не имеет на руках разрешение на строительство, то это еще не является основанием для сноса построенного или демонтированного им сооружения.

Таким образом, разрешение может отсутствовать, а стройка признаваться законной в том случае, когда происходит признание права собственности на объект.

Важно знать, что имеющаяся регистрация права собственности на объект еще не гарантирует законное его возведение. В данном случае является обязательным то условие, что суд на законных основаниях устанавливает обстоятельства, которые признают постройку незаконной.

Если на руках имеется требование о признании нормативного акта о сносе недействительным, то для рассмотрения дела судья обращает внимание на следующие обстоятельства:

На объект должна быть осуществлена регистрация права. Эта процедура должна оформляться в соответствии с установленным законодательством.Не должно быть документа, свидетельствующего о выдаче самого разрешения на строительство.

В ЕСПЧ подан первый иск, опровергающий законность сноса объектов, которые признаны самостроем

09.02.2016 года в Европейский суд по правам человека была подана жалоба от ООО «Созидание» под номером дела №71215/17. Иск был принят к рассмотрению по делу о противозаконных действиях о сносе некоторых самовольных построек.

Жалоба содержала указание на нарушение закона и применение противоправных действий в отношении имеющихся объектов.

Данный иск был удовлетворен в части признания прав собственности в законном порядке по решению суда, но снос все-таки осуществлен, и при этом не было получено компенсации за причиненный ущерб.

Есть ли шанс узаконить самострой в административном порядке?

Самовольно возведенные или реконструированные постройки могут соответствовать всем полагающимся нормам и правилам, касающимся противопожарной безопасности. Они могут полностью соответствовать всем требованиям гражданского права. При этом, также могут быть совершенно безопасными в ходе их эксплуатации, а также не создавать угрозу здоровья и жизни населения.

По законодательству РФ есть веское основание для вычеркивания объекта их списка при отсутствии какого-либо одного документа: разрешения на реконструкцию или разрешения на строительство.

Именно поэтому, легализовать самовольные постройки самостоятельно обходится в наше время очень дорого. При этом горажданин тратит уйму времени на улаживание формальных нюансов.

Самое обидное тогда, когда легализировать самострой не удается, несмотря на все предпринятые попытки.

Усовершенствованные законодательные акты, узаконенные на территории Москвы, раскрыли новый уровень возможностей проведения оценки самовольных построек. Это послужило точкой отчета к началу узаконивания самостроя с их сохранением. Достигается подобное путем составления решений административного характера.

Правовой статус ГЗК

Согласно ст. 23 Закона города Москвы от 20.02.2006 года № 65, созданная Градостроительная комиссия оперативно принимает решения при поступлении следующего списка вопросов:

отношения с земельными долями;градостроительные мероприятия;деятельность, касающаяся инвестиций;непосредственный процесс строительства объектов;реконструкция уже имеющихся объектов капитального строительства;

осуществление работ по поддержанию неприкосновенности и сохранению недвижимых объектов культурного наследия.

Исполнительными органами власти принимаются специальные поручения, подписанные уполномоченными секретарями. Решения Комиссии подлежат оформлению протоколами. Они вступают в законную силу сразу же после опубликования. В этот же момент они подтверждвют и доказывают полномочия лиц, ответственных за вынесенное решение.

Принцип деятельности ГЗК, ее полномочия и правовые статусы регламентированы в Постановлении Правительства Москвы от 16.11.2010 года за № 1019-ПП.

Как легализовать самострой через ГЗК?

Для того чтобы легализовать самовольную постройку в установленном порядке через ГЗК, необходимо пройти следующие этапы:

Соответствующее заявление направляется в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. В инспекции собирается весь необходимый документооборот.ГЗК проводит заседание.

На нем разбираются детали дела, выявляются обстоятельства и собирается доказательная база.Составление заключения Государственной инспекцией. Здесь же, если это нужно, производится расчет штрафа, который должен будет заплатить проигравший дело.

В случае принятого положительного решения составляется документ, подтверждающий право проводить реконструкцию или строительство рассматриваемого объекта.Выдается выписка, в которой обосновывается целесообразность сохранения объекта в прежних установленных границах.

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.Проведение регистрации прав в соответствующем отделе Росреестра.

Условия положительного решения

Чтобы узаконить самовольную постройку, нужно иметь следующие документы:

Заключение о соответствии объекта. Является подтверждающим факт безопасности жизни и здоровья граждан.

Кроме того, он подтверждает соответствие объекта всем правилам и нормам градостроительной документации.Архитектурно-градостроительное решение.

Документ должен быть грамотно составлен и подписан Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.

Как исключается из перечня объект?

Объекты подлежат исключению из перечней, которые опубликованы в Постановлении № 819-ПП, в случае соблюдения всех этапов проверки и положительного решения комиссии. При этом, обязательно должны быть выполнены все условия сторон и оплачены имеющиеся штрафные санкции.

Отдельным пунктом ГЗК описывается процедура обязательного исключения объектов из перечня, которую проводят специально поставленные для этих целей должностные лица. Все вопросы, касающиеся осуществления вопросов исключения объектов из перечня, осуществляются, как показывает практика, в течение 30 рабочих дней.

Бывает так, что в момент исключения объектов из списка город распечатывает на собственников иски, которые утверждают, что их объекты являются самовольными постройками и подлежат сносу.

В данном случае, город, при предоставлении противоположного решения комиссии, обязан сразу же отозвать все имеющиеся и противоречащие официальным документам иски.

Вся информация об исключении тех или иных самовольных построек подлежит включению в отдельный пункт протокола ГЗК.

При невыполнении заинтересованным лицом принятых на него обязательств, например, сдача экспертизы или оплата штрафных санкций, Протокол тут же подлежит отмене!

Выводы

В заключении отметим, что узаконивание самостроя через МГК – непростое дело. Необходимо пройти огромный комплекс всевозможных процедур правового характера.

При этом придется четко распланировать свое время, чтобы завершить процедуру в срок. Положительный результат могут предвещать только опытные специалисты, которые имеют соответствующие навыки и базовые знания в этой области.

Именно они осуществляют консультирование и помогают правильно составлять те или иные бумаги.

Источник: https://keogroup.ru/samostroi-moskvy/

Самостроем называется незаконно возведенный объект, на который отсутствует официальная сопроводительная документация, не получено разрешение на строительство или реконструкцию. Сюда же относятся постройки, не внесенные в межевой план и кадастровый паспорт, сооружения, которые предписано снести, а также здания, построенные на участках, которые для этого не предназначены.

Многие владельцы не спешат узаконивать самострой, не осознавая возможных последствий, к которым может привести отсутствие оформления. Тем не менее, легализация – это сложная, но очень важная процедура, без которой невозможно:

  • Продать, подарить, оставить в наследство постройку;
  • Подключить коммуникации к объекту: газ, воду, канализацию, электричество;
  • Взять кредит под самострой или использовать такое сооружение для обеспечения кредита.

Если незаконную постройку обнаружат, ее обяжут снести, а на собственника наложат штраф. При несвоевременном сносе могут изъять земельный надел, на котором расположен самострой. Легализацию можно провести, если соблюдаются условия:

  • Постройка соответствует градостроительной документации и техническим требованиям;
  • Строение не угрожает жизни людей и не затрагивает права других граждан;
  • Застройщик имеет право вести строительство на участке.

Самострой можно узаконить не всегда. Сооружение должно соответствовать целевому назначению земли. Так, например, нельзя узаконить коммерческий объект на землях, предназначенных для ведения садоводства и огородничества.

Способы легализации незаконной постройки

Существует два способа узаконивания самостроя – в административном порядке или через суд. Однако прежде, чем подавать исковое заявление в суд, нужно попробовать оформить право собственности через Градостроительную земельную комиссию. Важным условием является то, что строение должно соответствовать требованиям градостроительства, в противном случае оформить постройку не получится.

Необходимо выполнить следующие действия:

  • Согласовать уведомление о начале строительства или реконструкции объекта;
  • Провести согласование строительства с различными ведомствами (Роспотребнадзор, Минкультура, Москомнаследие, Роснедра и другие);
  • Изготовить технический план сооружения;
  • Согласовать заявление о завершении строительства;
  • Зарегистрировать право собственности в Росреестре.

Таким образом, сооружение будет поставлено на кадастровый учет, а право собственности зарегистрировано в ЕГРН. Срок оформления документов займет 2-3 месяца.

Для борьбы с самовольным строительством законодательством была утверждена упрощенная система регистрации под названием «дачная амнистия». Однако такая процедура применима лишь к застройкам, находящимся на землях, предназначенных для садоводства или дачного строительства. Алгоритм действий в таких случаях следующий:

  • Инженер кадастровой службы составляет технический план на сооружение;
  • Готовый план отдается на госрегистрацию в Росреестр;
  • Через 7-10 рабочих дней можно забрать выписку из ЕГРН.

Согласно постановлению Правительства РФ, крайний срок подачи заявления на упрощенную процедуру регистрации – март 2021 года.

Если эти варианты не подходят под ваше сооружение, потребуется подать исковое заявление в суд. Чтобы судебное решение обернулось в вашу пользу, постройка не должна представлять опасности для здоровья и жизни людей, а также не должна нарушать интересы и права третьих лиц. Необходимо выполнить определенные действия:

  • Получить согласие соседей на регистрацию недвижимости;
  • Подтвердить безопасность застройки, проведя строительную экспертизу;
  • Заказать оценку сооружения и оплатить госпошлину из расчета его стоимости.

По срокам судебный процесс занимает не менее пяти месяцев, после чего выносится решение о признании права собственности или отклонения искового заявления.

При узаконивании самостроя через суд важно понимать, что существуют риски не только получить отрицательное решение, но и лишиться объекта недвижимости даже при наличии правоустанавливающих документов на него и участок земли под ним.

Именно поэтому для достижения лучшего результата лучше всего доверить представление своих интересов в суде грамотному юристу с большим опытом работы в этой области.

Ответственность за самострой

Владелец самостроя может не только быть привлечен к ответственности за правонарушение, но и потерять свой объект недвижимости. Собственнику грозит в зависимости от ситуации:

  • Штраф за нецелевое использование земельного надела. Если кадастровая стоимость участка земли определена, физические лица обязаны оплатить от 0,5 до 1 % стоимости, но не менее 10000 рублей; для предпринимателей эта сумма составляет от 1 до 1,5% стоимости, но не менее 20000 рублей; для юридических лиц – от 1,5 до 2%, но не менее 100000 рублей. Если кадастровая стоимость не установлена, граждане платят штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей, должностные лица – от 20 до 50 тысяч, юридические лица – от 100 до 200 тысяч рублей;
  • Штраф за реконструкцию или строительство без получения необходимого разрешения. На физические лица налагают штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – от 20 до 50 тысяч рублей, на юридические лица – от 500 тысяч до миллиона рублей вплоть до указа на приостановление профессиональной деятельности;
  • Штраф за невыполнение требований Госстройнадзора – физические лица платят штраф в размере 1500-2000 рублей, ИП – 5000-10000 рублей, юридические лица – 50-100 тысяч рублей.

Юридическая помощь в легализации самостроя

Легализация объектов самовольного строительства – это сложная и рискованная процедура. Даже если у вас есть все разрешения и документы, существует вероятность, что объект могут заставить снести.

Чтобы предотвратить такие последствия, не нужно пытаться самостоятельно решить проблему, а стоит заручиться грамотной поддержкой квалифицированных специалистов.

При этом важно понимать, что чем раньше вы начнете процесс оформления, тем больше шансов получить положительный результат без лишних переплат.

Чтобы быстро и эффективно легализовать самострой домов и других объектов, не потеряв время, финансовые средства и ваше сооружение, обращайтесь за помощью к нашим профессионалам. Наши юристы проверят все документы и, в зависимости от конкретного случая, подскажут, как действовать дальше.

Разработав стратегию по узакониванию самостроя, мы гарантируем ее полную реализацию. Большой опыт в области правового сопровождения строительства и знание всего регламента работы различных государственных структур позволяют нам оформлять документы быстро в соответствии со всеми требованиями современного законодательства.

Большую часть доверенных нам дел мы сумели решить в досудебном порядке.

Источник: https://samostroya.net/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.