Собрание собственников жилья

Содержание

Статьи

Собрание собственников жилья

25 мая 2020г. вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ, который внес изменения в Жилищный кодекс РФ в части проведения онлайн-ания собственников помещений МКД.

Ранее на нашем сайте был опубликован обзор поправок.

В настоящей статье мы хотели бы подробнее остановиться на пошаговом алгоритме действий при проведении онлайн-ания собственников с учетом последних изменений законодательства.

Сразу отметим, что, как и прежде, собственникам доступны три формы проведения ОСС в соответствии со ст. 44.1. Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ):

  • очное ание;
  • заочное ание (опросным путем или с использованием системы);
  • очно-заочное ание.

При этом внесенные изменения затрагивают только процедуру проведения ОСС в заочной форме путем онлайн-ания через информационную систему (далее – система).

Важно!Онлайн-ание не отменяет право собственника выразить свое решение посредством заполнения письменного решения собственников. Если по какой-либо причине у собственника отсутствует возможность выразить свой голос в системе, он может проать путем заполнения письменного решения с последующей его передачей администратору ОСС. Такое правило закреплено в ч. 6 ст. 47.1. ЖК РФ.

Стоит учесть, что не исключена ситуация, когда один собственник может принять противоположные решения по одному вопросу повестки дня ОСС, проав как в онлайн-системе, так и путем заполнения письменного решения.

В таком случае, различные решения по одному вопросу не позволяют определить действительное волеизъявление собственника и подлежат исключению из подсчета (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.08.

2018 по делу № 33-14341/2018).

Забегая вперед, необходимо отметить, что принятие собственником решения в письменной форме и передача такого решения администратору ОСС на бумажном носителе не является письменным отказом собственника от проведения первого ОСС в системе (о возможности собственников отказаться от проведения онлайн-ания будет рассмотрено далее). Письменное решение по вопросам повестки дня ОСС и отказ от проведения онлайн-ания – это два различных документа.

Безусловно, онлайн-ание (при условии бесперебойной и отлаженной работы системы) имеет ряд преимуществ, в частности, упрощает процесс проведения собрания, позволяет легче набрать кворум, обеспечивает мобильность и безопасность ания, а также помогает сберечь не одно дерево.

Теперь, собственно, к самим нововведениям.

К информационной системе для проведения ОСС в форме заочного ания законодатель относит (п.3.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ):

  • ГИС ЖКХ;
  • региональную информационную систему (РИС), которая создается на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъект РФ;

* Примечание: ОСС в РИС проводится в порядке, сроки и с соблюдением требований, установленных для ОСС в ГИС ЖКХ, включая порядок проведения первого ОСС при условии автоматизированного размещения информации в ГИС ЖКХ (ч. 14 ст. 47.1 ЖК РФ). Положения приведенной нормы применяются с момента обеспечения технической возможности, которая должна быть обеспечена не позднее 01.07.2021 г.

  • иные информационные системы независимо от способа управления МКД .

Далее рассмотрим все этапы от А до Я при проведении онлайн-ания, а именно, что необходимо учесть при проведении первого онлайн-ания, каковы функции инициатора и администратора, как уведомить собственников и подвести итоги собрания.

Порядок проведения первого ОСС в системе

 Для онлайн-ания упростили порядок проведения собрания. Ранее действующая редакция ЖК РФ в ч. 1 ст. 47.1. предусматривала возможность проведения онлайн-ания в системе только в случае принятия на ОСС соответствующего решения.

Процедура проведения первого онлайн-ания в системе теперь регламентирована ч. 2.1. ст. 47.1.

ЖК РФ и не содержит требований о необходимости при проведении первого онлайн-ания предварительно принимать на ОСС соответствующие решения об использовании системы, определении администратора, порядка приема им документов ОСС и пр.

Отсутствие необходимости принимать предварительное решение об использовании системы перед первым онлайн-анием распространяется, на наш взгляд, не только на ГИС ЖКХ, но и на иные информационные системы, поскольку согласно ч. 13 ст. 47.1.

ЖК РФ проведение ОСС в форме заочного ания с использованием иных информационных систем осуществляется в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Ввиду того, что ЖК РФ не содержит специального порядка проведения первого онлайн-ания для иных информационных систем необходимо руководствоваться правилами, установленными ст. 47.1. ЖК РФ.

Вместе с тем, чтобы в дальнейшем иметь возможность проводить ОСС в форме заочного ания с использованием ГИС ЖКХ на первом собрании необходимо принять решения по таким вопросам, как:

  • определение администратора ОСС;
  • порядок приема администратором сообщений о проведении ОСС и решений собственников;
  • продолжительность ания.

Если планируется проведение собрания в заочной форме путем онлайн-ания через иную информационную систему, то на первом собрании в такой системе, кроме вышеперечисленных вопросов должно быть также принято решение об использовании конкретной системы для онлайн-ания.

Важно! Первое ОСС в ГИС ЖКХ не может быть проведено в случае поступления администратору ОСС информации о наличии письменных отказовот проведения данного общего собрания собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.

Реализовать свое право на отказ от проведения первого ОСС в ГИС ЖКХ собственник может путем подачи в управляющую организацию письменного отказа не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого собрания.

Управляющая организация обязана зарегистрировать такой отказ и не позднее чем за два рабочих дня до даты проведения ОСС:

  • представить их инициатору;
  • учесть отказы если управляющая организация сама является инициатором.

Это следует из ч. 2.1. ст. 47.1. ЖК РФ.

Действия инициатора и администратора ОСС при подготовке и проведении онлайн-ания

Администратор ОСС – это лицо, которое от имени собственников уполномочено на использование системы при проведении онлайн-ания (п. 3.3. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Инициатором первого ОСС в системе может выступать:

  • собственник помещения МКД;
  • управляющая организация.

При этом, в случае проведения первого ОСС в ГИС ЖКХ инициатор также осуществляет и полномочия администратора ОСС (ч. 2.1. ст. 47.1. ЖК РФ).

Для проведения последующих онлайн-аний законодателем не установлены ограничения о том, кто может выступать инициатором ОСС, соответственно, начиная со второго онлайн-ания в системе, инициаторами могут являться как собственники, так и иные лица, обладающие правом инициирования собрания в соответствии с ЖК РФ (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

Далее рассмотрим порядок уведомления собственников о проведении ОСС в заочной форме при помощи системы. В зависимости от того, первое это онлайн-ание или последующее, действия инициатора при подготовке ОСС будут немного различаться.

Первое онлайн-ание.

1. Инициатор ОСС (он же администратор) определяется с вопросами, которые будут выноситься на повестку дня ОСС, а также определяет с учетом требований частей 7 и 8 ст. 47.1. ЖК РФ порядок приема решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание и продолжительность ания по вопросам повестки дня ОСС.

2. Инициатор ОСС (он же администратор) готовит сообщение о проведении ОСС, которое должно содержать в себе сведения, перечисленные в ч. 4 ст. 47.1. ЖК РФ, а именно:

  • сведения об инициаторе ОСС;
  • форма проведения данного собрания;
  • повестка дня данного собрания (не забываем включить в нее обязательные вопросы, изложенные несколькими абзацами выше);
  • порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться;
  • сведения об администраторе общего собрания (наименование (фирменное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место постоянного проживания, номер контактного телефона, адрес электронной почты (для физического лица);
  • место и (или) фактический адрес администратора общего собрания;
  • дата и время начала и окончания проведения ания с использованием системы по вопросам, поставленным на ание;
  • порядок приема администратором общего собрания оформленных в письменной форме решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание.

На основании ч. 5 ст. 47.1. ЖК РФ в сообщение о проведении ОСС также подлежит включению порядок представления письменных отказов собственников от проведения собрания согласно          ч. 2.1. ст. 47.1. ЖК РФ

3. Инициатор ОСС (он же администратор) не позднеечем за десять рабочих дней до даты проведения такого ОСС:

  • размещает в системе и направляет собственникам помещений в МКД с использованием системы сообщение о проведении ОСС и о порядке представления в соответствии с ч. 2.1. ст. 47.1. ЖК РФ письменного отказа от проведения такого собрания в системе;
  • размещает в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или на придомовой территории) указанное сообщение;
  • размещает в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или на придомовой территории) правила доступа к системе не зарегистрированных в ней собственников помещений в многоквартирном доме.

Такой алгоритм действий для инициатора первого онлайн-ания установлен ч. 5 ст. 47.1. ЖК РФ.

4. Инициатор ОСС (он же администратор) указывает в системе:

  • сведения об участниках ОСС;
  • правоустанавливающие документы на помещения;
  • решение по каждому вопросу повестки дня, переданное ему собственником в письменной форме и выраженное формулировками «за», «против» или «воздержался»;
  • размещает в системе электронный образ указанного решения собственника в течение одного часа с момента получения такого решения.

Такие требования устанавливает ч. 10 ст. 47.1. ЖК РФ.

Последующие онлайн-ания.

1. Инициатор определяет повестку дня ОСС и передает не позднее чем за четырнадцать дней до даты начала проведения ОСС администратору ОСС сообщение о проведении такого собрания, которое должно отвечать требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 47.1. ЖК РФ (о них мы писали выше (ч. 3 ст. 47.1. ЖК РФ)).

2. Администратор не позднее чем за десять дней до даты и времени начала проведения ОСС размещает в системе сообщение о проведении ОСС, переданное ему в соответствии с ч.2 ст. 47.1. ЖК РФ. В указанный срок администратор направляет сообщение о проведении ОСС каждому собственнику помещения в данном доме посредством системы (ч. 5 ст. 47.1. ЖК РФ).

3. Администратор указывает и размещает в системе сведения, перечисленные в ч. 10 ст. 47.1. ЖК РФ.

Продолжительность онлайн-ания и оформление его результатов

Продолжительность ания по вопросам повестки дня ОСС с использованием системы должна составлять не менее чем семь дней и не более чем шестьдесят дней с даты и времени начала проведения такого ания (ч. 8 ст. 47.1. ЖК РФ). В предыдущей редакции продолжительность онлайн-ания составляла от трех до пяти дней. Как мы помним, для каждого МКД продолжительность ания определяется ОСС.

Онлайн-ание проводится без перерыва с даты и времени его начала и до даты и времени его окончания (ч. 9 ст. 47.1. ЖК РФ).

Решения ОСС, принятые по результатам ания с использованием системы, по вопросам, поставленным на ание, автоматически формируются в форме протокола и размещаются в системе в течение одного часа после окончания такого ания (ч. 11 ст. 47.1. ЖК РФ).

Протоколы ОСС, сформированные с использованием системы, электронные образы решений собственников по поставленным на ание вопросам, переданные администратору общего собрания, хранятся в системе (ч. 12 ст. 47.1. ЖК РФ).

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для УК и ТСЖ, с помощью которой можно провести общее собрание собственников причем абсолютно БЕСПЛАТНО. Вся необходимая информация о сервисе здесь

Источник: https://www.burmistr.ru/stati/sudebnaya-praktika51303298/algoritm-deystviy-pri-provedenii-onlayn-golosovaniya-sobstvennikov-pomeshcheniy-mkd/

Общее собрание собственников в новостройке

Собрание собственников жилья

В Жилищном кодексе РФ нет ничего вразумительного про ание застройщика, не оформившего помещения в собственность, а также про голоса тех жителей, которые не зарегистрировали право собственности, если при этом со дня выдачи разрешения на ввод дома в эксплуатацию прошло больше года (до года можно ать по передаточному акту — ч.1.1 ст. 44 ЖК РФ).

Отсюда следуют закономерные противоречивые позиции относительно того, учитываются ли голоса этих жителей и застройщика, и если да, то как именно:

1. Голоса не учитываются ни при определении общего кворума на собрании, ни при подсчете по каждому вопросу.

Кто зарегистрировал право собственности — те и обладают 100% по всему дому, а также принимают решения, обязательные для всех остальных, свою собственность не зарегистрировавших.

2. Голоса учитываются только при определении кворума.

Полдома не зарегистрировало право собственности — собрание не провести; задержался с регистрацией — не голосуешь.

3. Голоса (площади) учитываются и при определении кворума, и при ании, право на участие в котором связано с фактом владения помещением и несением расходов на его содержание.*

Для описания этих ситуаций один из хороших специалистов в сфере ЖКХ даже вывел термины «юридический» и «фактический кворум», добавляя при этом, что для решения проблемы норма должна быть прописана так, чтобы юридический и технический кворум всегда совпадали.

Что же в реальной жизни?

Из свежего разъяснительного и авторитетного есть письмо Минстроя от 26 февраля 2020 г. № 5607-ОГ/04:

«…при проведении общего собрания наличие кворума рассчитывается исходя из общего количества собственников помещений, а также лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче в соответствии с частью 1.1 статьи 44 ЖК РФ.

То есть при расчете кворума и в дальнейшем при подсчете учитываются только голоса собственников, их представителей и лиц, принявших помещения по передаточному акту.

До передачи помещения в многоквартирном доме по передаточному акту или иному документу о передаче застройщик вправе участвовать в общем собрании собственников в случае оформления права собственности на нереализованные помещения».

То есть Минстрой считает по позиции №1. Однако судебная практика до этого момента складывалась чаще иначе.

Вот практика судов по определению общего кворума

Свежее решение Верховного Суда РФ вынесено по делу № А40-146733-2018 из Москвы.

Типичная история — новостройка, жители выбрали свою управляющую организацию, та принесла заявление с протоколом в ГЖИ, но ей отказали во внесении изменений в реестр лицензий.

Этот отказ стал оспариваться в судах, но был признан законным. Один из вопросов, оценку которому давали суды, — как раз по площади застройщика:

АС Москвы:

«Мосжилинспекцией было принято решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в связи с тем, что согласно представленному протоколу установлено, что общая площадь принятых по акту жилых и нежилых помещений в МКД составляет 20 020,20кв.м., что принималось за 100%.

В соответствии с представленным протоколом в собрании приняли участие собственники/владельцы помещений на основании акта приема-передачи и их представителей, обладающие 15 147,1 кв.м. При этом, согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию общая площадь жилых и нежилых помещений указанного дома составляет 43 198 кв.м.

В связи с чем, кворум для принятия решений по вопросам повестки дня отсутствовал (35,06% от общего количества )».

АС Московского Округа:

«Доводы кассационной жалобы общества о том, что при учете „голосующей площади“ должны учитываться только помещения, переданные застройщиком, отклоняется как не основанный на положениях жилищного законодательства….

Кроме того, при обратном же подходе, на котором настаивает общество, выбор управляющей компании и заключение с ней договора управления в новостройке (многоквартирном жилом доме) допустимо по результатам собрания двух собственников, получивших от застройщика первые две квартиры, с чем нельзя, по мнению суда округа, согласиться нельзя».

Верховный Суд РФ в определении от 21.10.2019 г. засилил это решение.
То есть суды посчитали, что за 100% надо было брать все помещения.

Другой пример из Приморского края. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № А51-4336/2019 признан законным отказ ГЖИ во внесении изменений в реестр лицензий.

Суд ориентировался на площадь из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (беря ее за 100%), а также исключил из подсчета голоса дольщика, которая получила помещение по акту больше чем за год до собрания («права голоса на спорном общем собрании у данного лица не имелось, учитывать площадь квартиры, не следовало»). При этом не учитывали помещение именно в голосующей площади, а не для общего кворума.

Противоположная позиция, солидарность с Минстроем РФ — более старое апелляционное определение Мосгорсуда от 24 октября 2016 года по делу № 33-42218:

«доля в праве общей собственности на общее имущество должна рассчитываться исходя из совокупности площадей помещений всех собственников, то есть жилых и нежилых помещений, являющихся индивидуализированной собственностью.

При определении доли каждого собственника не учитываются площади помещений, не являющиеся индивидуализированной собственностью, и площади помещений, входящих в состав общего имущества.

Таким образом, при определении доли собственника следует исходить из площади помещения, принадлежащего собственнику, и совокупной площади всех жилых и нежилых помещений дома, зарегистрированных на праве собственности, с учетом данных реестра собственников.

В связи с чем, судебная коллегия не может согласиться с доводами истцов относительно необходимости применения способа определения расчетной площади согласно БТИ и как следствие отсутствия необходимого кворума».

Что с анием?

Московская область,*** постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда по делу № А41-78242/2019 признали законным отказ ГЖИ во внесении изменений в реестр лицензий:

«В материалы дела представлено разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию от 04.04.2018… В связи с этим, право участия в общем собрании собственников помещений и принятии решений по вопросам повестки дня истекает 04.04.2019 г.

поскольку собрания были проведены после истечения указанного срока, у лиц, принявших от застройщика помещения по акту приема-передачи, на момент проведения собрания такое право отсутствовало, и соответственно, их решения не подлежат учету при подсчете итогов ания».

Татарстан, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А65-16510/2019:

«Решение общего собрания оформлено протоколом от 20.04.2019 года, то есть собрание проведено по истечении года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. В этой связи, в силу норм части 1.1 статьи 44 ЖК РФ голоса правообладателей парковочных мест, не оформивших право собственности на момент проведения общего собрания собственников, Инспекцией не приняты».

Санкт-Петербург, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-32422/2019 сделан вывод, что застройщик не может ать:

«…в собрании приняли участие лица, принявшие от застройщика помещения по передаточному акту, обладающие только 28,5% (4 726,70 кв. м) от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме (16 586,3 кв. м); при этом в отношении 7003 кв.

м ал застройщик (ООО „СК „Дальпитерстрой“); в качестве документа на право этого ания указано не свидетельство о праве собственности либо акт приема-передачи*** жилых помещений, а разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 13.12.2018 N 78-16-62-2018.

Инициатором проведения данного собрания также являлось ООО „Дальпитерстрой“…

В данном случае, документы, представленные в Администрацию, не содержали сведений о наличии у застройщика прав собственности на помещения в МКД, тогда как возможность участия в общем собрании собственников МКД застройщика, не являющегося собственником помещений в многоквартирном доме, нормы действующего жилищного законодательства не допускают“.

Аналогично — в Красноярске, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу № А33-11082/2019:

„В связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что застройщик многоквартирного дома является лицом, которое несет бремя содержания построенного здания с момента введения объекта в эксплуатацию и вправе произвести регистрацию права собственности на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, соответственно принять участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, основан на неверном толковании норм права“.

Домодедово, определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.02.2020 № 88-3251/2020:

„Ссылка заявителя на положения пункта 1.1 статьи 44 Жилищного кодекса … не может повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку подтверждает недостоверность сведений о ании, учитывая, что при подсчете учитывались бюллетени лица, не имеющего права принимать участие в общем собрании (от квартир N 300 и N 301)“.

Противоположная позиция „дольщик может ать после года“ — в Челябинске, определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2020 № 88-1535/2020:

„Вопреки доводам жалобы на основании ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, ч. 1.1.

ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации М.Я. после подписания акта приема-передачи квартиры N 303 19 февраля 2014 года вправе принимать участие в общих собраниях. (прим.

мое — собрание было в 2019!)
Доводы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку регистрация права собственности является правом, а не обязанностью.

Отсутствие в таком случае регистрации права собственности препятствует совершению сделок с квартирой, но не может рассматриваться как препятствие для участия в общем собрании“.

Пока практика судов не пойдет по какому-то одному пути, или пока законодатель не пропишет нормальные правила участия в собрании, жителям придется мучиться с набором и расчетом кворума.

В спорных и сомнительных ситуациях проще будет писать в протоколе, что кворум имеется, и решения приняты (по принципу „хуже не будет“): если никто не оспорит решение, и жилищная инспекция не придерётся, то получится реализовать решения.

А если в суде такие решения признают недействительными, то жители ничего не теряют (кроме издержек на само собрание и суд) в сравнении с ситуацией, если бы они сразу написали, что кворума нет, или вообще отказались бы от проведения собрания.

Примечания

*До введения в ЖК РФ нормы об одном годе для ания лиц, не оформивших свою собственность в Росреестре, практика судов по анию таких лиц также различалась, но преобладала позиция о том, что дольщики имеют право на участие в собрании.

**Не совсем в тему, но для жителей Московской области полезно знать о постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу № А41-18392/2019. Там отказ ГЖИ во внесении изменений в реестр лицензий признали незаконным. Люди с актом приема-передачи после года НЕ али, но просто были записаны в реестре собственников помещений, что не понравилось жилищной инспекции.

„Довод апелляционной жалобы на наличие в реестре собственников правообладателей, получивших жилые помещения на основании актов приема-передачи, но не оформивших право собственности на данные помещения в установленном законом порядке, также отклоняется апелляционным судом.
… Вместе с тем, правообладатели жилых помещений, не оформивших право собственности на момент проведения общего собрания собственников (квартиры N 7, 83, 146) не принимали участвовали в ании на данном общем собрании собственников“.

Учитывая, как ГЖИ МО необоснованно придирается при рассмотрении заявлений, велика вероятность, что при неуказании дольщиков в реестре она бы отказала по той причине, что реестр неполный.

*** На практике при ании в течение года со дня выдачи разрешения на ввод дома в эксплуатацию застройщик может оформить на свои площади передаточный акт — для участия в ании или для „разваливании“ кворума у жителей, которые решили свои вопросы без его участия.

Эта публикация и весь остальной контент сайта написаны исключительно для моего телеграм канала ЖКХ и его подписчиков.
Если вы попали сюда случайно (не являетесь подписчиком блога в телеграм), то полученные из статьи знания могут быть фрагментарными: сама по себе заметка не отражает того контекста, в котором она написана. Возможно, что-то важное было опубликовано на канале чуть ранее или будет размещено позже. Поэтому рекомендую подписаться на сам канал или хотя бы посмотреть список публикаций на сайте.
Ещё сайт собирает cookie-файлы, а воровать посты с него — незаконно; подробную скучную правовую информацию об этом можно почитать здесь, а о самом авторе блога — на этой странице.

Источник: https://gkhvsem.ru/all/obschee-sobranie-sobstvennikov-v-novostroyke/

Ответы на вопросы про общие собрания собственников в 2020 году

Собрание собственников жилья

Сделал подборку ответов на вопросы , рассмотренные на вебинаре «Общие собрания собственников: ОТ юридических особенностей ДО практики применения».

Может ли, по вашему мнению, инициатором ОСС быть правление ТСЖ как орган управления ТСЖ?

Правление ТСЖ не может быть инициатором общего собрания собственников. Инициатором общего собрания членов ТСЖ оно может быть (в силу указания п.8 ст.148).

В свою очередь инициатором собрания собственников может быть лицо, которое осуществляет правление дома. т.е. ТСЖ в лице председателя правления или ТСЖ в лице правления.

В таком случае, вы указываете, что инициатором является юридическое лицо в виде ТСЖ. А вот от юридического лица у нас уже выступает Председатель правления, либо само правление в лице всех членов ТСЖ.

Поэтому инициатором собрания собственников (в случае управления домом ТСЖ) может быть ТСЖ в лице его органов правления.

Если законопроект и будет принят, общее собрание членов ТСЖ мы проведем ближе к 2021 году, то мы можем на таком ОС принять смету на 2020 год?

Обратите внимание! В вопросе речь идет об уже принятом ФЗ в части проведения собраний собственников и переноса сроков отчетных собраний в 2020 году.

Ни закон, ни общее собрание обратной силы не имеют. Поэтому я бы не рисковал принимать смету на 2020 год к концу года и считать, что я должен доначислить с января 2020 года по день утверждения сметы соответствующую разницу. Я бы учел затраты, которое произвело ТСЖ без учета повышения тарифа, и включил это в смету на 2020 год с даты общего собрания и на последующий 21 год.

В приказе 44/пр «список присутствующих» при очно-заочной форме — это те, кто присутствовал на очной части? Или это список всех, кто принял участие в целом в собрании?

Нигде не указано что должно быть указано в списке присутствующих. Объективно, в Приказе Минстроя не учтены особенности очно-заочной и заочной форм.

Если у нас ание производится путем заполнения письменных бюллетеней с передачей в последствии, к примеру — председателю совета дома или председателю правления, то очевидно, что собрать лиц, которые али в заочной форме для получения подписи будет сложно.

Поэтому список присутствующих мы делаем по очной части собрания. Заочников отдельно не собираем.

 Если при проведении ОС инициатор в бюллетене указывает при принятии решения ДА и НЕТ это является нарушением? ВОЗДЕРЖАЛСЯ- это необходимость? По каждому вопросу повестки дня три варианта ответа. почему не выбор только «за» или «против», неопределенное «решение» собственника, как их трактовать: он ни «за», ни «против», уклонился?

Мы должны четко видеть, что собственник проал ЗА, ПРОТИВ или ВОЗДЕРЖАЛСЯ. Если нет варианта воздержался – это будет нарушение законодательства.

Так как обязательно должна быть возможность высказать свое волеизъявление путем выбора из вариантов ЗА, ПРОТИВ или ВОЗДЕРЖАЛСЯ. Голоса тех, кто воздержался, также учитываются.

Это ни за, ни против, это отдельное волеизъявление собственника. Если большинство проголосуют ВОЗДЕРЖАЛСЯ – значит вопрос будет не принят.

Нужно ли подшивать бюллетени аний для отправки в ГЖИ?

Да, все приложения, в том числе и письменные решения к Протоколу (а письменные решения являются обязательным приложением общего собрания), являются неотъемлемой частью протокола. Поэтому в ГЖИ мы отправляем как Протокол, так и все Приложения. Бюллетени подшиваем и отправляем в ГЖИ.

Если на собрании присутствует представитель собственника, то и в списке присутствующих и в бюллетене ания указывать не собственника, а его представителя?

Единых правил оформления в таком случае нет. Рекомендую взять за основу сформированную в юридическом сообществе практику, где в исковых заявлениях или иных юридических документов указывается сначала представляемое лицо (в нашем случае собственник помещения в МКД), а затем представитель.

Например, в бюллетене это будет так: «Коновалова Ирина Вячеславовна, представитель по доверенности Бурняшев Дмитрий Викторович».

Подскажите, сейчас пытаюсь понять, какие решения принимает собрание собственников дома, а когда собрание ЖСК. Более 95% собственников у нас являются членами ЖСК.

Общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления МКД, полномочия которого перечислены в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

В свою очередь, общее собрание членов ЖСК (в том числе жилищного кооператива) является органом управления такого кооператива (ст. 115 ЖК РФ).

ЖК РФ не предусматривает отдельных положений по вопросам полномочий общего собрания членов ЖСК, а отсылает в этой части к положениям Уставов кооперативов. Учитывая, что ЖСК после строительства МКД продолжает осуществлять деятельность по управлению МКД, то как правило, в Уставе дублируют полномочия ТСЖ согласно ст.145 ЖК РФ.

Поэтому, при разграничении полномочий собрания членов ЖСК и собственников помещений руководствуйтесь ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и положениями Устава ЖСК.

Есть испорченный бланк. Для кворума я могу его учитывать? (две галочки поставили, например). Можно ли ввести четвертую графу «неучтенные»?

По общему правилу, согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ кворум имеет место быть, если в собрании приняли участие собственники помещений в МКД или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами от общего числа .

При этом, на сегодня нет единого мнения, что считать принявшими участие в собрание:

  • кто пришел на собрание и проал;
  • кто пришел на очную часть собрания, например, зарегистрировался, но ать не стал вовсе.

Если бюллетень испорчена по всем вопросам, советую не учитывать ее при определении кворума. Если же ание в бюллетени по части вопросов не правильно оформлено, то в целом данный собственник учитывается при определении кворума и ании. Единственное при определении результатов ания по вопросам, где есть испорченные голоса (бюллетени в части ), следует указать на данный факт.

Есть ли на сегодня особенности проведения собраний в связи с COVID? Как в в условиях коронавируса можно проводить обычное очно-заочное собрание?

С точки зрения жилищного законодательства сегодня на проведение общих собраний никаких ограничений и запретов нет. С точки зрения местного законодательства ограничения могут быть (запрещено выходить на улицу, собираться группами людей более определенного количества, соблюдать самоизоляцию и т.д.). Как решить этот вопрос?

Вы можете проводить собрание в очно-заочной форме. Но в уведомлении по проведению очной части вы указываете, что необходимо прийти на собрание в перчатках, маске, т.е.

соблюсти определенные меры профилактики распространения коронавируса. Вероятнее всего придет минимум людей.

Даже если придет 2-3 человека – вы заполняете реестр присутствующих и чисто формально вы соблюли требование законодательства.

Далее вы можете проводить заочную часть, и по итогам составлять протокол. Но опять же, смотрите на свое местное законодательство.

Если есть ограничения по поводу выхода на улицу, есть вероятность, что такой протокол можно будет оспорить (собственник укажет, что на очную часть не смог прийти из-за ограничительных мер, установленных законодательством, и соответственно не мог узнать более подробно про повестку дня, не мог задать интересующие вопросы и т.п.). Можете проводить, но с оглядкой на возможное оспаривание.

Источник: https://burnyashev.ru/pro-obschie-sobraniya-sobstvennikov-v-2020-godu/

Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Собрание собственников жилья

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами от общего числа , за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.

5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.

5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами от общего числа собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями от общего числа таких собственников;

[attention type=yellow]
2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями от общего числа собственников помещений в данном многоквартирном доме.
[/attention]

3.1.

Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

4.

Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное ание);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного ания дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на ание, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

6.

Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.

7. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Источник: http://ZHKRF.ru/45

Сроки проведения общего собрания собственников многоквартирного дома

Собрание собственников жилья

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

Новая редакция Ст. 45 ЖК РФ

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами от общего числа , за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.

5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.

5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):

1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами от общего числа собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями от общего числа таких собственников;

[attention type=yellow]
2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями от общего числа собственников помещений в данном многоквартирном доме.
[/attention]

3.1.

Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

4.

Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:

1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;

2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное ание);

3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного ания дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на ание, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;

4) повестка дня данного собрания;

5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

6.

Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.

7. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Источник: https://tvoizakon.ru/sroki-provedenija-obshhego-sobranija-sobstvennikov-mnogokvartirnogo-doma/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.