Содержание имущества это

Бремя содержания имущества (ст. 210 ГК). Проект

Содержание имущества это

1. Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, следует понимать обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

Степень заботливости и осмотрительности собственника при выполнении этой обязанности, а в ряде случаев — конкретные меры попечения об имуществе могут быть предусмотрены в технических стандартах и регламентах, правилах эксплуатации отдельных видов имущества, правилах ведения отдельных видов деятельности. При отсутствии нормативного регулирования подобного рода в случае спора о том, исполнил ли собственник свою обязанность по несению бремени содержания имущества надлежащим образом, данный вопрос должен решаться применительно к конкретному случаю, с учетом особенностей как самого имущества, так и способов введения его в хозяйственный оборот.

В соответствии с п. п. 3 и 4 ст.

30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Обязанность несения бремени содержания имущества собственником следует понимать двояко. Во-первых, ее закрепление в комментируемой статье 210 ГК РФ не позволяет собственнику требовать ее исполнения кем бы то ни было, если только такая обязанность других лиц не предусмотрена законом или договором.

Примерами отличного от установленного комментируемой статьей распределения бремени содержания имущества служат, в частности, правила ст. ст. 616, 634, 644 и 661 ГК РФ об обязанностях сторон договора аренды по содержанию арендованного имущества, ст. ст. 678, 681 ГК РФ и ст.

67 ЖК РФ об обязанностях нанимателя жилого помещения и др.

Во-вторых, комментируемая статья действует в интересах абстрактного неограниченного круга лиц либо (в ряде случаев) в государственных или общественных интересах, поскольку обязывает собственника поддерживать имущество в надлежащем состоянии в тех случаях, когда это необходимо для предотвращения вреда жизни и здоровью, имуществу окружающих собственника лиц, общественной инфраструктуре и общественной безопасности. Даже вещи, не наделенные технической сложностью и особыми свойствами, в случае их небрежной, безответственной эксплуатации, отсутствия необходимой заботы о них способны быть помехой в хозяйственной деятельности иных лиц, причиной возникновения вредоносных последствий. Такая возможность многократно увеличивается, когда безответственно, небрежно, неквалифицированно используются вещи, эксплуатация которых в силу их технических свойств требует особого усердия (например, источники повышенной опасности), либо когда оставляется в бесхозяйном состоянии вещь с потенциально вредоносными свойствами, безопасность которой для окружающих должна постоянно поддерживаться собственником или лицом, которому собственник делегировал такую обязанность. Надлежащее несение собственниками бремени содержания их имущества в подобных особо значимых ситуациях законодатель стимулирует рядом мер. К их числу относится, в частности, установление повышенных оснований для гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК). Кроме того, законом установлены случаи, когда собственник должен исполнять свои обязанности по содержанию имущества под угрозой утраты самого права собственности. Примером таких санкций может служить выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК) и жилых помещений (ст. 293 ГК). Несмотря на то что по общему правилу правопорядку безразлично, каким образом и насколько активно собственник использует имущество в хозяйственном обороте (в частности, право собственности на бесхозяйную вещь может быть приобретено другим лицом (ст. 225 ГК)), в указанных случаях надлежащее попечение о наиболее важных для оборота объектах прав выступает в качестве условия сохранения титула.

Наконец, ст. 236 ГК РФ предусмотрена потенциальная возможность привлечения собственника к ответственности за вред, причиненный в связи с его отказом от права собственности и, соответственно, прекращением попечения о данном имуществе до приобретения права на него другим лицом или его гибели.

Это означает, что любые вещи, способные причинять вред окружающим, должны поддерживаться собственником в состоянии, предотвращающем вредоносные последствия, даже в случае его отказа от намерения осуществлять правомочия собственника, не говоря уже о гораздо более распространенных случаях заинтересованности хозяйствующих субъектов в их осуществлении.

Бездействия собственника по отношению к недвижимому имуществу

К правомочиям собственника имущества относятся не только действия в отношении этого имущества, но и бездействие. Однако в ряде случаев такое бездействие негативно влияет на права и обязанности других лиц. Действующее гражданское законодательство, а именно ст.

209 Гражданского кодекса РФ, закрепляет за собственником недвижимого имущества возможность по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, которые не противоречат закону и иным правовым актам, а также не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.

При этом собственник может, как совершать определенные действия со своим имуществом (например, пользоваться им по назначению, извлекать из него доход, передавать в доверительное управление другому лицу и т.д.), так и бездействовать.

Нередки ситуации, когда собственник недвижимого имущества длительное время бездействует по отношению к своему праву (не пользуется и не распоряжается им), не исполняя при этом и обязанности, вытекающие из такого права (например, несение расходов на содержание имущества и его охрану, уплату налогов и т.п.).

В результате подобного отношения субъекта к своему праву (выражающегося в пренебрежении к самому имуществу) возникает неопределенность в отношении данного права, которая может длиться очень долго, что не может не отражаться на правах третьих лиц.

При бездействии собственника по отношению к своему праву собственности на недвижимое имущество могут быть нарушены нормы и иных отраслей законодательства — жилищного, природоохранного и др. Так, часть 4 ст.

30 Жилищного кодекса РФ устанавливает обязанности собственника: поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним; соблюдать права и законные интересы соседей; соблюдать правила пользования жилыми помещениями (Правила пользования жилыми помещениями); соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Собственники земельных участков должны проводить мероприятия в целях сохранения почв и их плодородия, защиты земель от деградации (вследствие водной и ветровой эрозии, заболачивания, иссушения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами и других негативных (вредных) воздействий), ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановления плодородия почв, своевременного вовлечения земель в оборот и т.д. (ст. 13 Земельного кодекса РФ). В обязанности собственников земельных участков также входит использование таких участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, своевременное внесение платежей за землю и т.д. (ст. 42 ЗК РФ). Если лицо, обладающее правом собственности на соответствующее недвижимое имущество, не только отсутствует в месте нахождения такого имущества, но и не может быть найдено вообще и соответственно бездействует по отношению к своему праву, разрешение вопросов о несении подобных обязанностей представляет собой сложную задачу. Действующее законодательство не содержит конкретных правил устранения правовой неопределенности права собственности, в отношении которого правомочное лицо бездействует. Вместе с тем п. 2 ст. 9 ГК РФ, предусматривающий, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права (т.е. бездействие по отношение к своему праву) не влечет прекращения этого права, содержит оговорку: «за исключением случаев, предусмотренных законом». Однако, законодатель допускает возможность утраты субъективных гражданских прав при бездействии правомочного лица по отношению к ним и оставляет за собой право определить, при каких условиях это осуществимо. В отношении права собственности на имущество действует императивное правило, согласно которому такое право прекращается в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ). Гражданско-правовые нормы не содержат прямого указания на такие причины, как бездействие, пренебрежение правомочного лица по отношению к своему праву. При этом п. 3 ст. 218 ГК РФ гласит, что лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника либо собственник которого неизвестен, а также на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Совокупный анализ статей ГК РФ, регулирующих и прекращение, и приобретение права собственности, приводит к выводу о допущении законодателем в некоторых случаях прекращения такого права в результате именно бездействия со стороны собственника. Так, согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Как следует из абз. 1 ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Действующее гражданское законодательство предусматривает такое основание прекращения права, как отказ от права собственности. Когда правомочный субъект отказывается (отрекается) от принадлежащего ему права, особенно явственно усматривается проявление воли и права владения в их актуальном гражданско-правовом значении. Под волей понимаются намерения, пожелания субъекта относительно юридической судьбы права собственности (в том числе прекращение этого права), которые обнаруживаются в действии субъекта. Очевидно, что при рассматриваемом отказе лицо всегда утрачивает желание сохранить возможность пользоваться вещью и намерено прекратить право собственности. Для полноты и завершенности акта отречения недостаточно одной лишь воли, необходимо также прекращение фактического обладания правом (объективной стороны владения), являющегося для всех третьих лиц подтверждением того, что определенное лицо владеет конкретным правом. Следует отметить, что отказ отличается от других способов прекращения права тем, что после совершения такого распорядительного акта право собственности на имущество не возникает у другого лица, а также тем, что субъект права не получает каких-либо выгод. Единственной целью отречения субъекта служит прекращение существующего у него права. Бездействие (без учета других условий) и отказ от права собственности схожи тем, что иные лица не претендуют на такое право (передача которого другим субъектам не предполагается). Налицо в обоих случаях и отсутствие фактического обладания недвижимым имуществом. Отличие этих категорий состоит в том, что при бездействии невозможно установить, направлена ли воля субъекта именно на прекращение права. Предусмотренная законодателем процедура государственной регистрации прав на недвижимое имущество предписывает внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении любого вещного права. Такая запись делается только на основании заявления самого правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, что определенно свидетельствует о необходимости совершения активных действий со стороны наделенного правом субъекта для прекращения принадлежащего ему права. Из сказанного можно сказать вывод о том, что само по себе бездействие собственника по отношению к своему имуществу не может привести к утрате права на него.

Источник: https://aburist.ru/nedvizhimost/soderzhanie-imushchestva-eto.html

Расходы на содержание имущества

Содержание имущества это

“Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2015, N 12

Большинство автономных учреждений имеет на балансе имущество. Для поддержания и восстановления функциональных, пользовательских характеристик имущества учреждения несут определенные затраты. Что это за расходы и как их следует отражать в бухгалтерском учете, расскажем в статье.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее – Указания), к расходам на содержание имущества следует относить затраты:

  • на содержание нефинансовых активов в чистоте (уборку и вывоз снега, мусора, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, газацию, санитарно-гигиеническое обслуживание, мойку и чистку (химчистку) имущества (транспорта, помещений, окон и т.д.));
  • на ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов;
  • на противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества;
  • на пусконаладочные работы;
  • на оплату работ (услуг), осуществляемых в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации имущества, а также определения его технического состояния;
  • на бактериологические исследования воздуха в помещениях, а также бактериологические исследования иных нефинансовых активов (перевязочного материала, инструментов и т.п.);
  • на замазку, оклейку окон;
  • на заправку картриджей;
  • на организацию питания животных, находящихся в оперативном управлении, а также их ветеринарное обслуживание.

К подобным затратам можно отнести и другие аналогичные расходы.

Все вышеперечисленные расходы, согласно Указаниям, следует относить на подстатью 225 “Работы, услуги по содержанию имущества” КОСГУ.

Учет названных расходов осуществляется на счетах 0 109 xx 225 “Затраты на работы, услуги по содержанию имущества” и 0 401 20 225 “Расходы на работы, услуги по содержанию имущества”.

Счет 0 109 xx 225. На этом счете нужно отражать расходы на содержание имущества, формирующие себестоимость готовой продукции, работ, услуг.

По способу отнесения на себестоимость они делятся (п. п. 134, 135, 138 Инструкции N 157н ):

  • на прямые, которые непосредственно связаны с производством конкретного вида готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг и полностью относятся на их себестоимость;
  • на накладные, которые невозможно отнести сразу на определенный вид готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Они относятся к различным их видам и распределяются между ними пропорционально прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, объему выручки от реализации или иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения. Как видим, перечень способов распределения накладных расходов не является закрытым, поэтому учреждение может производить распределение накладных расходов иным способом, предусмотрев его учетной политикой;
  • на общехозяйственные, которые не связаны непосредственно с производством. Они распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг либо относятся на увеличение расходов текущего финансового года – в нераспределяемой части.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Прямые расходы на содержание имущества учитываются на счете 0 109 60 225. Накладные расходы изначально учитываются на счете 0 109 70 225, общехозяйственные расходы – на счете 0 109 80 225.

Если учреждение ведет один вид деятельности, все расходы на содержание имущества будут считаться прямыми.

Счет 0 401 20 225. Согласно п. 181 Инструкции N 183н этот счет используется автономными учреждениями при начислении расходов на содержание имущества, произведенных за счет:

  • субсидии на иные цели (пожертвования, гранты);
  • субсидии на выполнение государственного задания, в случае когда учреждением не формируется себестоимость работ, услуг (готовой продукции), с отнесением указанных расходов на финансовый результат текущего финансового года.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

В таблице приведем основную корреспонденцию счетов по отражению расходов по работам, услугам по содержанию имущества:

операции

Дебет

Кредит

Отражение расходов на работы, услуги по содержанию имущества, произведенные:

а) за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности:

в части расходов, не формирующих себестоимость готовой продукции (работ, услуг)

2 401 20 225

2 208 25 000,

2 302 25 000

в части расходов, формирующих себестоимость готовой продукции (работ, услуг)

2 109 xx 225

2 208 25 000,

2 302 25 000

б) за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет средств учредителя):

в части расходов, не формирующих себестоимость готовой продукции (работ, услуг)

4 401 20 225

4 208 25 000,

4 302 25 000

в части расходов, формирующих себестоимость готовой продукции (работ, услуг)

4 109 xx 225

4 208 25 000,

4 302 25 000

в) за счет средств целевых субсидий

5 401 20 225

5 208 25 000,

5 302 25 000

Отнесение на расходы текущего отчетного периода расходов на работы, услуги по содержанию имущества, отнесенных в прошлые отчетные периоды к расходам будущих периодов

0 401 20 225

0 109 xx 225

0 401 50 225

Пример 1. Автономное учреждение за счет средств целевой субсидии осуществило расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества в сумме 32 000 руб.

В бухгалтерском учете эту операцию нужно отразить следующей корреспонденцией счетов:

операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено принятие расходов на содержание имущества

5 401 20 225

5 302 25 000

32 000

Пример 2. Автономное учреждение в рамках приносящей доход деятельности осуществляет два вида услуг (услуги N N 1 и 2). За месяц были произведены расходы на оплату услуг по содержанию имущества в сумме 24 000 руб. Эти расходы учтены в составе накладных расходов.

Согласно учетной политике учреждения распределение накладных расходов производится пропорционально выручке от реализации услуг, которая составила:

  • по услуге N 1 – 400 000 руб.;
  • по услуге N 2 – 200 000 руб.

Определим коэффициенты распределения:

  • по услуге N 1 – 0,67 (400 000 руб. / (400 000 + 200 000) руб.);
  • по услуге N 2 – 0,33 (200 000 руб. / (400 000 + 200 000) руб.).

Отнесение расходов на содержание имущества на себестоимость в части, приходящейся на услуги N N 1 и 2, нужно отразить следующим образом:

операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отнесены накладные расходы по содержанию имущества на себестоимость услуги:

N 1

(24 000 руб. x 0,67)

2 109 60 225

2 109 70 225

16 080

N 2

(24 000 руб. x 0,33)

2 109 60 225

2 109 70 225

7920

Расходы на ремонт имущества

К расходам на ремонт относятся затраты, направленные:

  • на устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранной, пожарной сигнализации, системы вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;
  • на поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения, количества и площади объектов, пропускной способности и т.п.) на изначально предусмотренном уровне;
  • на проведение некапитальной перепланировки помещений;
  • на реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейных фондов;
  • на реставрацию нефинансовых активов, за исключением работ, носящих характер реконструкции, модернизации, дооборудования;
  • на восстановление эффективности функционирования объектов и систем, гидродинамическую, гидрохимическую очистку, осуществляемые помимо технологических нужд (работы, осуществляемые поставщиком коммунальных услуг исходя из условий договора поставки коммунальных услуг, расходы на оплату которых отражаются по подстатье 223 “Коммунальные услуги” КОСГУ).

Затраты на ремонт имущества учитываются в расходах учреждения единовременно в периоде их осуществления. Кроме того, в учреждении могут создаваться резервы предстоящих расходов на ремонт имущества в связи с неравномерным включением указанных расходов на финансовый результат учреждения.

Принимая решение о формировании в бухгалтерском учете резервов под предстоящие расходы на ремонт имущества, учреждения в своей учетной политике должны предусмотреть:

  • методы оценки обязательств. Так, оценка обязательств по ремонту основных средств может осуществляться в соответствии с годовым планом (графиком) ремонта и утвержденными сметами;
  • порядок расчета норматива отчислений в резерв. Например, для расчета норматива для осуществления отчислений в резерв в отношении ремонта имущества можно взять 1/12 величины оценки обязательства;
  • порядок осуществления отчислений в резерв. Здесь следует указать, с какой периодичностью будут производиться отчисления в резерв. Например, ежемесячно последним числом месяца;
  • порядок списания фактических расходов за счет сумм созданного резерва. Например, списание фактических расходов может осуществляться в период их возникновения;
  • порядок корректировки резерва по итогам периода, на который он создан.

Формирование резерва предстоящих расходов на ремонт имущества осуществляется на счете 0 401 60 000 “Резервы предстоящих расходов”.

Начисление сумм резерва на оплату работ, услуг по содержанию имущества отражается следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счетов 0 109 xx 225 “Затраты на работы, услуги по содержанию имущества”, 0 401 20 225 “Расходы на работы, услуги по содержанию имущества”

Кредит счета 0 401 60 225 “Резервы предстоящих расходов по оплате работ, услуг по содержанию имущества”.

Расходы на перечисление взносов в фонд капитального ремонта

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/100795-rasxody-soderzhanie-imushhestva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.